Но осетинские пироги - это не только уникальное блюдо, но и узнаваемый бренд, приносящий миллионные прибыли. Предприниматели из РСО подали документы на регистрацию патента на закрепленное наименование места происхождения товара. Это означает запрет для бизнесменов в других регионах страны производить и продавать продукт под названием "Осетинские пироги". Сделать это смогут только предприятия, территориально расположенные в РСО - Алания.
Когда предприниматель Руслан Цагараев открывал цех по производству осетинских пирогов, то главной его целью было создание качественного блюда, которое можно было бы отправлять в другие субъекты РФ без потери вкуса. Дело в том, что пироги, которые продаются по всей стране под брендом "осетинские", нередко выпекают без соблюдения соответствующей технологии, а в результате получается совершенно другой продукт. И если он хуже по вкусу, то предприниматели из Осетии считают, что это наносит ущерб их бизнесу, ведь покупатели получают совсем не те "осетинские пироги", за которые заплатили, и в следующий раз могут их не купить.
Поэтому и родилась простая мысль замораживать уже готовые пироги и отправлять их в соседние регионы.
- Наш цех сейчас производит порядка 1,5 тысячи осетинских пирогов в сутки, - рассказывает руководитель Союза производителей "Алания продукт" Руслан Цагараев. - В основном это фычины - пироги с мясом, они пользуются наибольшим спросом. Но делаем также пироги с сыром и ханкали.
Вместе с Русланом Цагараевым мы надеваем белые защитные халаты, шапочки, бахилы и заходим на территорию цеха. Он относительно небольшой: занимает всего несколько десятков квадратных метров, а трудится здесь около 20 человек. Одни готовят фарш, другие месят тесто, третьи работают на линии упаковки.
После того как фычины готовы, их достают из печи и дают совсем немного остыть, а затем сразу отправляют на шоковую заморозку в холодильную камеру, где поддерживается температура минус 22 градуса по Цельсию. Это позволяет сохранить все вкусовые качества пирога. Затем продукт достают, упаковывают и отправляют на продажу. Он полностью готов к употреблению - надо только разогреть.
Сейчас осетинские пироги получили широкое распространение по всей стране, но одновременно утратили свой непередаваемый колорит, сохранив его пока лишь в родной республике.
Однако сейчас национальное блюдо превратилось не только в привычное при каждом застолье, но и в целую индустрию, приносящую миллионные прибыли. Поэтому за обладание брендом развернулась нешуточная борьба.
Несколько предприятий, таких же, как организовал Руслан Цагараев с партнерами, объединились в Союз производителей "Алания продукт". Задача организации - получить патент на бренд "Осетинские пироги". Это позволит убрать с рынка конкурентов, которые производят продукт с таким же названием по всей стране.
- Мы пошли по пути Адыгеи, где в 2019 году был зарегистрирован бренд "Адыгейский сыр", - рассказывает руководитель Союза производителей "Алания продукт" Руслан Цагараев. - Адыгея получила право на производство продуктов именно с закрепленным наименованием места происхождения товара. Сейчас в Осетии при нашем участии разрабатываются ГОСТы производства осетинских пирогов, потому что само национальное блюдо есть, оно имеет многовековую историю, а ГОСТов его изготовления никогда не создавалось. Сейчас этот пробел будет ликвидирован.
Однако предприниматели Северной Осетии, начав оформлять патент на бренд "Осетинские пироги", столкнулись с серьезными сложностями. Дело в том, что сами по себе осетинские пироги стали массовым продуктом, который успешно производят во многих регионах страны. И предприниматели на этих территориях выступают против создания закрепленного наименования места происхождения товара в отношении осетинских пирогов, потому что в этом случае они не смогут им пользоваться. Однако для республики получение такого бренда обернется значительным увеличением производства и ростом гастрономического туризма. Поэтому регистрация бренда "Осетинские пироги", по мнению экспертов, находится в сфере политических решений.
После получения права на бренд "Адыгейский сыр" доходы от продаж данного продукта на молочных комбинатах Адыгеи выросли кратно. При этом значительную часть самого молока для производства сыра молкомбинаты республики закупают у фермеров соседнего Краснодарского края, поскольку в самой Адыгее не хватает пастбищ для скота.