Денис Валерьевич, каковы задачи вашего проекта и способы их решения?
Денис Нижегородцев: Инновационный образовательный проект СПбГАСУ по формированию цифровых профессиональных компетенций у обучающихся и специалистов строительной отрасли стартовал в 2022 году. Его цель - создать инновационную методику обучения студентов и специалистов, позволяющую им овладеть современными цифровыми решениями для строительства. К примеру, программы 3D-моделирования, навыки работы с цифровыми методами контроля качества строительного процесса, с расчетами сметных затрат на строительство - с применением различных информационных систем и моделей. Поскольку для разных специалистов компетенции различаются, методика должна стать универсальной, чтобы ее можно было применить для различных специальностей в разных вузах. Эту задачу мы должны реализовать к 2026 году.
Проект реализуется в том числе в статусе федеральной инновационной площадки, которой является наш университет, поддержан Минобрнауки России. В рамках проекта у нас есть различные этапы апробации предложений, которые возникают при работе над методикой, и ТИМ-чемпионаты - один из таких инструментов. А еще он преследует образовательную цель - это студенческое конкурсное мероприятие по выявлению лучших студентов в командном соревновании по проектированию объектов капитального строительства с использованием технологии информационного моделирования.
Как организованы ТИМ-чемпионаты?
Денис Нижегородцев: Студенты работают над задачей ограниченный период, суммарно на протяжении не более двух-трех недель. Финальную часть соревнований мы всегда организуем в очном режиме. Студенты профильных университетов из разных городов собираются на площадке нашего вуза в составе равных команд, состоящих из специалистов смежных разделов. Это архитекторы, инженеры-конструкторы, инженеры отопления и вентиляции, инженеры водоснабжения и водоотведения, инженеры электроснабжения, сметчики, ТИМ-координаторы и инженеры проектных организаций. Команды выполняют одно и то же задание, но, поскольку архитектура также разрабатывается ими самостоятельно, внешний вид зданий в итоге отличается друг от друга.
Обязательное требование - чтобы все это делалось в программах для информационного моделирования зданий и сооружений. Задания формируются с учетом отраслевых требований, которые предоставляют индустриальные компании-партнеры: BIMPRO (наряду с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков (НОПРИЗ) - генеральный партнер чемпионата), АСКОН, Renga Software, "Визардсофт", "Метрополис", "Ростерм", "Валтек", "Высоцкий Консалтинг", BRIO MRS, "Айбим" и Semren Monnson. С ними обсуждаются и критерии оценки работ. И те решения, которые мы совместно принимаем при разработке заданий и критериев, закладываются в основу новых образовательных программ и курсов повышения квалификации.
В чем состоят практические навыки, которые студенты получают на ТИМ-чемпионатах?
Денис Нижегородцев: Во-первых, студенты овладевают теми навыками, без которых в ближайшее время вообще перестанут принимать на работу в архитектурно-строительной сфере. Требования правительства, которые пока касаются только гособъектов, с 2024 года распространят и на объекты долевого строительства. И у компаний уже не будет выбора, кроме как перевести всех своих сотрудников на работу с применением информационного моделирования. А к 2026 году на них должна перейти уже вся строительная отрасль России.
Во-вторых, студенты закрепляют полученные навыки на ТИМ-чемпионатах за счет стрессовой ситуации: сжатость сроков проектирования заставляет их быстрее думать, организм запоминает эти навыки лучше, чем на обычных занятиях. Кроме того, студенты учатся взаимодействовать с другими специалистами, что поможет им при выходе на рынок труда и работе в проектных и строительных организациях.
Реклама, ФГБОУ ВО "Спбгасу", ИНН 7809011023