Поделиться

Крупный инфраструктурный объект улучшит экологическую обстановку в Ростове-на-Дону

В донской столице началась реализация масштабного проекта, который выведет инфраструктурный потенциал города на новый уровень. Речь идет о строительстве канализационного дюкера стоимостью 2,4 миллиарда рублей. Это создаст предпосылки для возведения новых жилых микрорайонов и предприятий, но главное, повысит качество жизни тысяч ростовчан.
По словам заместителя губернатора Ростовской области Игоря Сорокина (справа), проект закладывает перспективы развития города на годы вперед.
По словам заместителя губернатора Ростовской области Игоря Сорокина (справа), проект закладывает перспективы развития города на годы вперед. / РОСТОВВОДОКАНАЛ

Проект развития

Канализационный дюкер начали строить осенью в районе западного железнодорожного моста. Это довольно оживленная часть города, где в скором времени развернется не менее масштабное автодорожное строительство Западной хорды. Учитывая наличие рядом жилых домов, железнодорожной ветки, а также автомобильного путепровода через Дон, несложно представить, в каких трудных условиях предстоит работать строителям. Впрочем, для организации - заказчика проекта это не в новинку.

Дюкер - это инвестиционный проект одного из старейших городских предприятий - Ростовводоканала, который выполняет его за счет собственных средств и льготного кредита Фонда развития территорий. Участие этого федерального игрока в проекте подтверждает его важность в масштабах страны.

Новый трубопровод, состоящий из двух ниток общей протяженностью около 11,5 километра, будет проходить под дном реки Дон по направлению к очистным сооружениям.

Новый дюкер станет дублером коллектора № 53, который транспортирует сточные воды из Советского и Железнодорожного районов на очистные сооружения канализации.

- Ранее в связи с длительным сроком эксплуатации из схемы водоотведения города были исключены канализационные дюкеры в створе переулка Казачьего, а участок трубы, соединяющий правый и левый берега реки Дон, после реконструкции путепровода был полностью демонтирован, - рассказал генеральный директор организации Евгений Юркин.

Получается, что сейчас резервная схема водоотведения в городе отсутствует. Это значит, что остановка коллектора № 53 в случае необходимости ремонта будет невозможна. Разумеется, это несет определенный риск, и дублирование канализационной системы - самый насущный вопрос, который необходимо решать немедленно.

Кроме того, перекладка трубопровода, проходящего под дном реки, является существенным вкладом в программу оздоровления Дона, которая стартовала несколько лет назад сразу в нескольких регионах РФ, где бьется пульс водной артерии. Дублирующая ветка значительно усилит защиту Дона от попадания в него сточных вод, позволит проводить профилактические работы на действующем канализационном коллекторе без ущерба комфорту жителей и, самое главное, исключит риск негативного воздействия на экологию Азово-Черноморского бассейна.

- Производительность нового канализационного дюкера рассчитана на пропуск 78 тысяч кубометров сточных вод в сутки, что обеспечит надежное водоотведение района, где проживают более 300 тысяч жителей. И это с учетом перспективного развития и предприятий торговли, услуг и промышленности, - отметил заместитель губернатора Ростовской области Игорь Сорокин.

Технология строительства, с учетом инженерных изысканий и наличием "свободного коридора", предусматривает монтаж трубопровода как открытым способом - с рытьем траншеи и размещением крупногабаритной техники, так и закрытым - с минимальным повреждением дорожного покрытия.

Окончание работ запланировано в следующем году. Проект вошел в региональный план строительства, реконструкции и модернизации объектов водоотведения Ростовской области.

На страже чистоты

Водоотведение, или, попросту говоря, канализация, - важнейшая часть инфраструктуры города, от надлежащего состояния которой зависит экологическая обстановка, а значит, комфорт граждан. Поэтому вся система на особом контроле у предприятия. Например, в прошлом году своевременно завершен капитальный ремонт очистных сооружений глубоководного выпуска сточных вод, который был поврежден проходящими мимо судами. В течение месяца специалисты работали под водой, чтобы смонтировать пять отводов диаметром 600 миллиметров и восстановить фланцевые соединения.

При строительстве канализационного дюкера будут использованы современные технологии прокладки тоннелей. Фото: РОСТОВВОДОКАНАЛ

Канализационный выпуск со станции аэрации в реку Дон находится на глубине 5 - 6 метров. Через специальный трубопровод проходит около 300 тысяч кубометром очищенных сточных вод в сутки. Подводные трубопроводы должны быть хорошо изолированы, а соединения - плотными и прочными. Нарушение их герметичности может нести угрозу экологии реки. Учитывая этот факт, капремонт поврежденного глубоководного выпуска подрядчик произвел в кратчайшие сроки.

Перед выпуском в Дон сточные воды из жилых районов и промышленных предприятий Ростова и Батайска поступают на очистные сооружения канализации - на Ростовскую станцию аэрации. Комплекс занимает более 80 гектаров и включает в себя высокотехнологичные объекты. Сточные воды проходят трехступенчатую обработку: механическую и биологическую очистку, а также обеззараживание ультрафиолетом.

Улучшения как система

Ростовский водоканал оказывает услуги холодного водоснабжения и водоотведения не только жителям донской столицы, но также Батайска, населенных пунктов Аксайского, Азовского и Мясниковского районов. В сеть предприятие подает порядка 500 тысяч кубометров воды в сутки. Сегодня компания динамично развивается и реализует ряд проектов, обеспечивающих водоснабжение 1,4 миллиона жителей Ростовской агломерации.

С приходом 20 лет назад стратегического инвестора компания стала показывать пример эффективной работы в рамках государственно-частного партнерства в сфере ЖКХ. За это время удалось реализовать несколько крупных инвестиционных проектов на несколько десятков миллиардов рублей.

Реализация комплексных инвестиционных проектов началась в 2004 году. Реконструированы и построены десятки километров новых сетей, модернизированы крупнейшие водопроводные насосные станции и первый блок очистных сооружений Александровского водопровода. Введены в эксплуатацию установки ультрафиолетового обеззараживания питьевой воды и сточных вод, заработали цеха по производству гипохлорита натрия - современного реагента, который пришел на смену жидкому хлору. Кроме того, созданы инфраструктурные условия для развития левобережной зоны и новых жилых районов - Левенцовского и Суворовского.

Предприятие проводит и целый ряд мероприятий для ослабления негативного воздействия на окружающую среду. За семь лет на эти цели было направлено 1,25 миллиарда рублей.

Необходимо отметить, что модернизация оборудования и поиск новых технологий - процесс на коммунальном предприятии непрерывный. Как результат - за последние четыре года количество повреждений на сетях водоснабжения и водоотведения, эксплуатируемых коммунальной организацией, снизилось на 31 и 23 процента соответственно. Таковы результаты постоянной модернизации производственных объектов и применения современных методов устранения аварийных ситуаций.

Важной задачей является также сокращение коммерческих и технических потерь воды. Здесь удалось добиться значительных результатов после ввода в эксплуатацию комплекса повторного использования промывных вод на очистных сооружениях Александровского водопровода.

Комплекс позволил уменьшить объем забираемой из реки Дон воды в среднем на 1,2 миллиона кубометров в месяц, что составляет около восьми процентов общего водозабора предприятия и сопоставимо с водопотреблением городов Батайск или Гуково. Это как раз наглядный пример ослабления антропогенной нагрузки на реку Дон.

Только в этом году на обновление трех десятков различных производственных объектов потрачено 125 миллионов рублей. Например, капитально отремонтированы технические помещения комплексов очистных сооружений и машинные залы насосных станций, заменено дорогостоящее оборудование. Одно из важнейших достижений - преобразование водоприемного ковша: подрядчик капитально отремонтировал 18 защитных кассет, которые препятствуют попаданию рыбы и крупного мусора из реки в водозабор. Демонтаж и монтаж оборудования проходил под водой, без остановки технологического процесса.