Покупателям газового оборудования навязали кредиты, обещая компенсацию расходов

Газовая плита с истекшим сроком эксплуатации доставила Тамаре, пенсионерке из Ирбита, немало проблем. Мастера выдали предписание: использовать нельзя, только в утиль. И тут к пенсионерке, живущей в многоквартирном доме, повадились гости - сотрудники фирмы, занимающейся обслуживанием газового оборудования. Убеждали: готовы выполнить все работы, при этом заказчик может получить возмещение части расходов через местный отдел социальной защиты. Приглянулся Тамаре и рекламный буклет - фирма ссылалась на закон Свердловской области, предусматривающий компенсацию до 90 процентов затрат. Такая льгота действительно действует в регионе с 2008 года. Ирбитчанка уступила уговорам.
Для Тамары покупка новой плиты закончилась обращением в суд.
Для Тамары покупка новой плиты закончилась обращением в суд. / Татьяна Андреева/РГ

Оказавшись в офисе компании, она заключила договор о техническом присоединении к газовым сетям и стала счастливой обладательницей новой плиты. Когда на ее телефон пришло СМС-сообщение, продавец успокоила: мол, так и нужно. Но оказалось, что наша героиня оформила кредит, причем еще и на счетчик и вытяжку. По словам Тамары, она не подозревала, что залезла в долги. Денежный заем составил 62 тысячи рублей под 20 процентов годовых.

Примерно через месяц в квартиру доставили покупку. И только в феврале вскрылись нюансы - пенсионерке через МФЦ отказали в компенсации. Как выяснилось, заключенный между покупательницей и частной фирмой договор технологического присоединения таковым по сути не является, ведь к газовым сетям многоквартирник давно подключен. Перспективы выплачивать кредит исключительно за свой счет Тамару не обрадовали, она обратилась в компанию: где компенсация, о которой вы говорили? Там развели руками: мы не гарантировали возврат денег, а лишь уведомляли о такой возможности - и посоветовали через суд добиваться выплат от социальной службы.

Тамара подала иск, но не на госструктуру, а на частников. Изучив доводы сторон, мировой судья судебного участка № 5 Ирбитского судебного района пришел к выводу: компания не могла не понимать, что при установке плиты новый потребитель не появляется, квартира газифицирована. Отсутствие присоединения жилого помещения к сетям и стало причиной отказа. Следовательно, договор считается сделкой, заключенной под влиянием обмана, что, кстати, в судебной практике случается редко. Суд сослался на п. 1 ст. 167 Гражданского кодекса Российской Федерации: недействительная сделка не влечет юридических последствий и недействительна с момента ее совершения. К тому же потребителю навязали ненужные услуги: установку счетчика, сигнализатора загазованности, монтаж оборудования и пусконаладочные работы. Таким образом, компания обязана возместить все убытки, причиненные потерпевшей. Хитрый трюк: попытка выдать замену старой плиты за подключение к газовым сетям и на этом получить прибыль - не прошел.

Мнение

Янина Голубева, директор Екатеринбургского муниципального центра защиты потребителей:

- Чтобы не стать жертвами подобных схем, необходимо более осознанно подходить к заключению любого договора. Во-первых, не доверять голословным обещаниям скидок, компенсаций, подарков, требовать, чтобы эти условия внесли в договор. Главное - исполнитель (продавец) должен нести ответственность по всем своим обязательствам, в противном случае следует искать другого исполнителя (продавца). Подобные решения Фемиды радуют: суд занял принципиальную позицию относительно того, что исполнитель обманом из корыстных побуждений убедил потребителя заключить договор. Часто жертвами таких действий становятся пожилые люди, инвалиды, молодежь.

Кстати

С 1 сентября 2023 года вступили в силу поправки в ФЗ "О газоснабжении" и Жилищный кодекс РФ. Если раньше обслуживанием газового оборудования занимались специализированные организации, то после ужесточения правил это зона ответственности исключительно поставщиков ресурса. На Среднем Урале таких компаний теперь всего шесть.