Как предпринимателю сократить расходы

Санкционными реалиями последнего времени практически все предприниматели России были поставлены в сложные условия: надо было сохранить свой бизнес и наладить новые пути поставок иностранных товаров из-за рубежа. На наш взгляд, правительство предложило единственно возможное и правильное решение проблемы - ввоз товаров по правилам "параллельного импорта".
Денис Руденко: Юристы активно реализуют практические решения для участников рынка.
Денис Руденко: Юристы активно реализуют практические решения для участников рынка. / Адвокатское бюро "РИ-консалтинг"

Минпромторг России опубликовал приказ от 19 апреля 2022 года N 1532, в нем определен перечень товаров, в отношении которых не применяется ряд ограничительных положений Гражданского кодекса РФ и не требуется разрешение правообладателя на их ввоз на таможенную территорию Российской Федерации.

Обладая большой практикой таможенного комплаенса, мы с первых дней действия принятых правительством России правил ввоза товаров дали множество консультаций о том, как правильно оформить документы для последующих целей таможенного контроля. И не забыть при этом, что таможенный контроль в силу требований Таможенного кодекса ЕАЭС осуществляется не только при таможенном декларировании товаров, но и в течение последующих трех лет после выпуска товаров в свободное обращение. В приказе Минпромторга России указано: главное, на что необходимо обратить внимание участникам ВЭД при ввозе "брендированных" товаров, - наличие документов, подтверждающих ввод в торговый оборот этих товаров в стране, откуда они ввозятся на таможенную территорию России, а также подтверждающих оригинальность продукции. Ввоз контрафакта на таможенную территорию России запрещен.

Однако недобросовестные участники рынка, пользуясь возможностью ввоза товаров в страны Таможенного союза (Армения, Беларусь, Казахстан, Киргизия, Россия), предлагают к реализации на его внутреннем рынке товары, якобы прошедшие таможенное оформление, но на самом деле ввезенные с нарушением таможенных правил. Приобретая такой товар с целью дальнейшей перепродажи, предприниматель в России подвергает свой бизнес большим рискам. В свободном торговом обороте на таможенной территории Российской Федерации товар может находиться только при условии его таможенного оформления либо в самой России, либо в странах - участницах Таможенного союза (ЕАЭС). Такой товар имеет статус товара Таможенного союза (ТС). В соответствии с Таможенным кодексом ЕАЭС товар, перемещенный через таможенную границу любой страны - участницы ЕАЭС, приобретает статус товара ТС, если в отношении него уплачены таможенные платежи и соблюдены требования ограничительного и разрешительного характера. Такой товар является выпущенным в свободное обращение на всей таможенной территории стран - участниц ЕАЭС. Фактом, подтверждающим выпуск товара в свободное обращение, является таможенная декларация с отметкой "Выпуск товара разрешен".

Товар, выпущенный в свободное обращение в одной стране Таможенного союза, не требует повторного таможенного оформления в любой другой стране - участнице Таможенного союза. Например, в случае таможенного оформления товара в Республике Беларусь и последующего его ввоза в Российскую Федерацию повторного таможенного оформления товара в России не требуется. Фактом таможенного оформления товара станет таможенная декларация, выпущенная на данный товар таможенной службой Республики Беларусь. Таможенная декларация имеет унифицированный вид вне зависимости от ее оформления в любой стране Таможенного союза.

Основное, что необходимо знать в случае приобретения товара иностранного производства для дальнейших коммерческих целей, - это необходимость установить факт его таможенного оформления. Для этого в статье 169 Налогового кодекса РФ "Счет-фактура" указано: в счете-фактуре, выставляемом при реализации товаров (работ, услуг) и передаче имущественных прав, должны быть указаны страна происхождения товара и регистрационный номер его декларации.

Если в ходе проверки таможенный орган установит, что товар, являющийся предметом проверки, не проходил таможенного оформления либо в ходе его таможенного оформления были допущены со стороны декларанта нарушения действующего законодательства, то такой товар по решению таможенного органа признается "незаконно перемещенным через таможенную границу стран - участниц ЕАЭС".

В случае приобретения товара, признанного по решению таможенного органа незаконно перемещенным, лицу, которое приобрело данный товар, может грозить солидарная ответственность по уплате причитающихся таможенных платежей вне зависимости от того, в какую страну - участницу ЕАЭС он был ввезен в течение последних трех лет.

Суды и таможенные органы не всегда считают доказательством невиновности проверяемого лица наличие в счете-фактуре номеров таможенных деклараций, если лицо, которое приобрело такой товар, не предприняло мер по проверке фактического оформления приобретаемого (хранимого, перевозимого) товара по указанной таможенной декларации.

Эффективный способ предупреждения рисков - обращение к профессиональным юристам

Таким образом, руководствуясь действующим законодательством и с учетом сложившейся правоприменительной практики при приобретении товаров импортного производства, необходимо учитывать требования перечисленных норм и избегать заключения контрактов с высоким риском последующей ответственности. Но самым эффективным способом предупреждения рисков является своевременное обращение за правовой помощью и консультациями к профессиональным юристам до возникновения возможных проблем. Юристы действуют в тесной координации с федеральными органами исполнительной власти, участвуют в совершенствовании нормативно-правовой базы поддержки внешнеэкономической деятельности и активно реализуют практические решения для участников рынка.