Что касается внутренней повестки, то было достаточно много очень хороших законодательных инициатив в сфере бизнеса. В частности, вышел указ президента и другие нормативные акты, повысившие статус деловых людей в стране. Внедрено понятие "заслуженный предприниматель" и предоставлены определенные привилегии добросовестным участникам рынка.
Разработаны поправки в Налоговый кодекс, которые мы продвигали. Сейчас мы ждем их принятия. В первую очередь это касается исключения пробелов и противоречий на законодательном уровне. Кроме того, сейчас вынесен на общественное обсуждение проект указа президента о продлении моратория на проверки предпринимателей. Все это направлено на их поддержку.
Постоянно ведутся переговоры с крупными инвесторами о проектах в гидро- , солнечной и ветровой энергетике, несколько предложений уже на стадии реализации. Идет работа по привлечению инвестиций в туризм, легкую промышленность, торгово-логистические комплексы страны.
Например, с Казахстаном в этом направлении активно развивается сотрудничество, началась работа по запуску индустриального торгово-логистического комплекса на границе между нашими странами вблизи автодорожных пунктов пропуска "Карасу" и "Ак-Тилек". Там будут возведены десятки различных предприятий. Это значимый проект для Кыргызстана и Казахстана.
Выстраиваются торговые коридоры и с Южной Азией. Так, скоро прибудет первый грузовик Национальной логистической корпорации Пакистана, которая планирует предоставить нам маршрут более дешевой доставки грузов.
Речь идет не только о товарах из этого государства - поставщики из ОАЭ, Саудовской Аравии смогут доставить продукцию в порт Карачи и уже оттуда наземным путем отправить в Кыргызстан. Это гораздо выгоднее, чем авиасообщение. Прорабатываются и другие логистические маршруты.
К сожалению, сегодня есть проблемы в горнодобывающей отрасли, многие из которых не решаются. Так, государство, согласно введенным поправкам в закон о недрах, получает 30 процентов в больших проектах. Плюс предоставление некоторых видов услуг эксклюзивно отдано госпредприятиям. Это, в частности, вызывает беспокойство, потому что в этих государственных структурах не хватает многих специалистов, не устранены законодательные коллизии, не учитываются экономические риски участников отрасли.
Есть надежда, что в решении этих вопросов свою положительную роль сыграет новый глава министерства природных ресурсов КР Мелис Тургунбаев, и мы сможем вернуться к благоприятному режиму в этой сфере.
Но делать это нужно как можно скорее. С развитием "зеленой" энергетики, ростом производства электромобилей, солнечных панелей, гидро-, ветроэлектростанций увеличивается потребность в так называемых стратегических минеральных ресурсах, которых у нас 14 из 17 известных в мире, и необходимость в их рентабельной добыче.
Нам нужно просто воспользоваться этим и развивать отрасль, добывать эти редкоземельные элементы и вкладывать полученные доходы в развитие других отраслей, в диверсификацию экономики.
Растет в мире спрос и на уран, но здесь складывается интересная ситуация. В то время как в Кыргызстане введен мораторий на разработку урановых месторождений, соседний Казахстан обеспечивает до 40 процентов его мировой добычи. Это колоссальный показатель. В клубе мировых производителей урана и другой наш сосед - Узбекистан.
Думаю, что профильному ведомству нужно поднимать вопрос о возобновлении добычи урана, тем более что все необходимые мощности для его переработки есть на базе Кара-Балтинского горнорудного комбината. Опасения экологов понятны, но современные технологии их снимают.
То, что у министерства природных ресурсов КР не хватает времени на решение проблем в горнодобывающей отрасли, а у Кыргызской геологической службы нет необходимых полномочий, это отдельный вопрос,
"Горнорудка", будучи бюджетообразующим сектором, заслуживает собственное министерство, которое будет заниматься стратегическим планированием, в том числе в области образования, потому что отрасль испытывает колоссальный дефицит специалистов. Если не начать их готовить сейчас, через 10 лет работать будет некому.
Также этот регулятивный орган должен иметь возможность напрямую вести переговоры с коллегами из других стран, самостоятельно осуществлять политику, то есть разрабатывать нормативные акты и добиваться их принятия, решать проблемы недропользователей и развивать сферу, которая даже сейчас дает более 20 процентов налогов в государственный бюджет.
Почему так важно решать такие проблемы? Как правило, предприятия расположены в самых отдаленных районах, где другой работы нет. И благодаря "горнорудке" у местных жителей есть возможность достойно зарабатывать. Кроме того, в регионах благодаря этому реализуют социальные проекты. И самое главное - кыргызстанцы остаются в своей стране, не уезжают в поисках лучшей доли.
Кстати, месторождения зачастую находятся в приграничных районах. И их разработка, обеспечивающая экономическую и социальную активность, непосредственно влияет и на укрепление пограничной безопасности республики.
Никакая другая отрасль не может дать в короткие сроки серьезную прибыль и дополнительные отчисления в региональный и республиканский бюджет. А если, как у нас, это позволяет минеральная сырьевая база, то, несмотря на все негативные моменты, мы можем привлечь крупных инвесторов мирового уровня.
Так что в 2024-й год мы идем с оптимизмом и грандиозными планами. Иначе никак!