Всего на территории кластера теперь можно увидеть 40 инсталляций, муралов и граффити. Они не просто арт-объекты, созданные как центр притяжения, а неотъемлемая часть ландшафта. Художникам предлагают самостоятельно выбрать место, которое они готовы улучшить, а уже потом к работе подключаются архитектор и куратор. Этот подход позволил создать не выставочное пространство с экспонатами, а живую территорию, в которую интегрировано искусство. Креативный директор Artplay Яша Мохначева-Яворская рассказала о новых тенденциях развития кластера.
"Мы поняли, что 20 лет - это уже история, - говорит она. - Стратегия и коммерциализация стрит-арта связана с большим количеством нанесений и удалений работ. Получается, что мы быстро получаем работы, но также скоро их теряем. А вместе с ними и историю творчества. Когда мы подошли к 20-му юбилею, стало ясно, что необходимо фиксировать все, что происходит с нами в настоящем. Так на самом деле и создаются коллекции, так и создаются музеи, культурное наследие. Мы постарались сохранить какие-то артефактные вещи и при этом быть пилотной площадкой для очень молодого искусства".
Одной из самых интересных новых инсталляций стала "Точка отсчета" художника Алексея Луки, известного переосмыслением традиций конструктивизма в городском пространстве. Он создал малую архитектурную форму, в которой можно увидеть отсылки ко всем объектам, находящимся в округе. Разместив свое творение на возвышенности в центре площади, автор дает возможность посетителям сравнить его с окружающими зданиями и арт-объектами.
В проекте "Электрическая поэзия" участвуют городские художники, создающие текстовые интервенции. Это пару слов или одна строчка, созданные из светящихся букв, чтобы завладеть вниманием прохожего и вступить с ним в диалог. Так, художник Максим Има, работы которого представлены в Русском музее, создал инсталляцию на огромной белой стене из горящей фразы "Пусть так". Если мысленно убрать из нее синие элементы, взгляду предстанет слово "Пустота". Именно так называется работа и именно об этом феномене в современном искусстве предлагает задуматься автор.
Миша Маркер попытался исследовать чувственную сферу человека. Горящий красным призыв "Мысли глубже" через несколько секунд дополняется фразой "Прячь". Эта приписка добавляет совершенно иной смысл и показывает, насколько человек может запутаться в собственных страхах и недоверии к миру.
Artplay продолжает развиваться. Уже существующие арт-объекты будут совершенствоваться и обновляться, а свободные зоны ждет появление временных выставок. В следующем году посетителей ожидает погружение в цифровую и аудио-визуальную культуру, это будет рассказ об искусстве нового века.