Поделиться

    Безаварийный выход

    На Кубани провели учения по ликвидации разлива нефтепродуктов
    На днях сотрудники АО "Черномортранснефть" провели учебно-тренировочное занятие по локализации и ликвидации аварийного разлива нефти. Масштабная операция, в которой были задействованы 131 человек и 33 единицы спецтехники, развернулась на участке магистрального нефтепровода Тихорецк - Туапсе-2 в Белореченском районе Краснодарского края.
    В ходе учений нефтретранспортники отработали несколько сценариев нештатных ситуаций
    В ходе учений нефтретранспортники отработали несколько сценариев нештатных ситуаций / Владимир Аносов

    Главная цель учений - подтверждение готовности сил и средств подразделений Краснодарского РУМН к ликвидации возможной аварии.

    ...История начинается в пасмурное утро, когда грунтовые дороги буквально раскисают. По легенде, в районе произошло ощутимое землетрясение, сильные толчки вызвали так называемый гильотинный разрыв магистрального нефтепровода. Прибывшая на место патрульная группа обнаружила "утечку" нефти. Эту информацию срочно передают диспетчеру, оперативным службам и федеральным надзорным органам.

    В зону условного ЧС стягиваются различные силы и средства: первым делом прибывает базирующееся рядом аварийно-спасательное отделение ЛПДС "Пшехская" КРУМН, затем группа профессионального аварийно-спасательного формирования компании, пожарные расчеты МЧС и, конечно, бригада скорой помощи. Кстати, по сценарию пять сотрудников охраны производственной станции все-таки пострадали от рассеивания облака газовоздушной смеси (недаром на полях пестреют флажки и знаки с предупреждающими надписями "Заражено" или "Газоопасные работы! Проход, выезд запрещен!"). Всем им оказали медицинскую помощь и госпитализировали.

    - Гильотинный разрыв трубопровода - одна из самых тяжелых аварий, которая может случиться в нефтетранспортной инфраструктуре, поэтому сегодня сотрудники должны были четко и поэтапно отработать алгоритм ликвидации возможного ЧС и быстро наладить производственные процессы, - рассказывает главный инженер Краснодарского РУМН АО "Черномортранснефть" Ильдар Кашапов. - Важную роль здесь играет умелое взаимодействие нашего технического персонала со структурами МЧС, РСЧС, Ростехнадзором, медицинской службой.

    Первым делом специалисты останавливают перекачку нефти, отсекая поврежденный участок магистрали линейными задвижками. Загрязненную территорию локализуют земляными траншеями, насыпают дамбу с помощью техники и привезенного грунта. Затем "нефть" собирают нефтесборной установкой и приступают к экологическому мониторингу.

    - Работа начинается с анализа метеорологических параметров - скорости ветра, температуры, и только после уборки отходов специалисты берут пробы грунта на остаточные загрязнения, - рассказывает начальник службы экологической безопасности рационального природопользования Краснодарского РУМН Ирина Чучелина. - Верхний грунт обязательно вывозят на специализированный полигон для обезвреживания, чтобы избежать вторичного загрязнения окружающей среды.

    На самом участке специалисты проводят рекультивацию, высевают определенные травы. Период "выздоровления" почвы достигает трех лет.

    Отдельный этап - работы по откачке нефти на выведенном из строя отрезке трубопровода. Здесь условное выполнение работ комбинируется с практическими элементами. Например, сотрудники оперативно приварили вантуз (задвижку с патрубком) к трубопроводу под прямым углом, чтобы присоединить к нему насосный агрегат.

    Отечественный контроль

    В ноябре на нефтепроводе Тихорецк - Краснодар АО "Черномортранснефть" ввели в эксплуатацию централизованную систему противоаварийной автоматики (ЦСПА). Система дает возможность минимизировать человеческий фактор в процессе принятия решений при возникновении предаварийных и аварийных ситуаций на контролируемом технологическом участке (ТУ). Это уже третья ЦСПА с отечественной операционной системой, ранее подобные установки были внедрены и функционируют в АО "Транснефть-Урал" и "Транснефть-Сибирь".