После скорбного торжества люди едут поклониться крестам на месте расстрела своих родных. Это место прячется среди лесного массива в десяти километрах от Махошевской. Дорога, изъезженная лесовозами, идет слегка в гору. Добраться туда в межсезонье непросто: час езды на КаМАЗах по колдобинам и лужам в поисках колеи могут выдержать немногие. Перед отправлением нужно сначала нанять бульдозер и подготовить путь. Правда, в этом году поездка на Михизееву Поляну далась довольно легко - на семи УАЗиках все желающие добрались до места.
- Благодаря жителям нашей станицы Валерию Федорову и Юрию Меличко к месту поклонения теперь мы можем добраться в два раза быстрее. Дорога грейдирована, ширины хватает, - рассказывает глава Махошевского поселения Артем Заманов. - Валерий Федоров наш, местный предприниматель, в его семье по линии жены есть жертвы расстрела.
На Михизеевой Поляне остался расстрельный камень, старый колодец, остов детской кроватки, прикованный к родному пепелищу, и 150-летний дуб - очевидец казни. 209 человек (среди них 29 эвакуированных ленинградцев) были убиты 13 ноября 1942 года по приказу фашистских оккупантов: жителей обвинили в пособничестве партизанам.
В беседке, установленной на поляне, можно посидеть и помолчать в полной тишине.
- Я заметил, что здесь никогда, действительно, не поют птицы, говорит Заманов. - Михизеева Поляна всегда безмолвна, хотя неподалеку птичий гомон. Одному тут находиться даже жутковато. Мы приезжаем обычно трудовым десантом, берем косы, пилы, веники, трактор полностью выкашивает поляну. В 2022-м, в 80-ю годовщину расстрела в поселке Михизеева Поляна, на митинг в Махошевскую приезжал губернатор Вениамин Кондратьев. Тема "кубанской Хатыни", как в крае называют это скорбное место, задевает всех.
И хотя в станице уже не осталось прямых свидетелей трагедии (последний из них, Николай Копанев, умер несколько лет назад) - в нынешнем памятном десанте участвовал его пожилой сын. Потрясающий факт: все мужчины лесного поселка, ушедшие на фронт, вернулись живыми и даже смогли потом создать семьи. Наталье Лихомановой - 75 лет, она родилась уже после войны, но траурная метка в семейной летописи кровоточит до сих пор.
Галина Азарова, основатель благотворительного фонда "Михизеева Поляна", привезла на место казни игрушки и конфеты.
- В числе убитых жителей лесного поселка было 116 детей, из них - 15 младенцев, - напоминает она. - Эти ребята уже никогда не попробуют сладости, не поиграют с ровесниками. В 2019 году ко мне подошла одна из родственниц убитых в "кубанской Хатыни" и попросила: поставь крест на поляне. Спасибо единомышленникам, поклонный крест стоит. И со мной такое произошло чудо: я почувствовала, через этот крест я проложила свою дорогу к Богу.
Теперь, говорит Галина Азарова, поставить бы часовню, чтобы можно было людям здесь помолиться и зажечь свечу. Но это уже задача следующего поколения.
Артем Заманов мечтает, чтобы Михизеева Поляна стала настоящим мемориалом, с возможностью проводить экскурсии, рассказывать о страшных страницах истории страны.
- Это надо нашим детям: белых пятен в истории не должно остаться. В школьном музее станицы можно посмотреть экспонаты, найденные на месте казни - патроны, котелки, увидеть, как выглядел поселок лесорубов в 1942 году. Сейчас военная тема вновь на повестке, 22 парня из нашей станицы участвуют в СВО, и мы им помогаем, - подчеркивает глава Махошевского поселения. - Хочется, чтобы к памятному месту в лесу была проложена капитальная дорога, приезжало бы больше народа. Патриотический туризм надо развивать.