Кыргызстан, как утверждают официальные источники, на данный момент остро нуждается в больших объемах битума. Это связано с реконструкцией и развитием местной дорожной сети, а также международных транспортных коридоров, проходящих по территории республики. При этом, по данным источников в минтранспорта КР, как минимум с 2010 года республика закупала битум за рубежом. Партии, как правило, были относительно небольшими - в среднем по 10-12 тысяч тонн в год. Но в прошлом году кыргызская сторона резко нарастила импорт этой продукции, увеличив объем закупок сразу вдвое.
Крупную партию битума - 20 тысяч тонн - республика приобрела в соседнем Казахстане. Ее закупил Департамент дорожного хозяйства. Как сообщили в минтранспорта КР, увеличение поставок - вынужденная мера, поскольку в стране резко увеличился объем дорожных работ. Большую часть импортного битума использовали для прокладки новых участков автомагистралей, а остальное - для модернизации и ремонта действующих трасс.
В текущем году кыргызская сторона сменила поставщика. Минтранс, как утверждают в правительстве КР, нашел более выгодное предложение - в России и весной заключил прямой договор с заводом-производителем. Контракт предполагает закупку еще большего объема битума в течение двух лет. Речь идет уже о 70 тысячах тонн высококачественной продукции. Что примечательно - без участия посредников и, как следствие, коррупционных рисков. Впрочем, руководство страны все же сделало ведомству замечание. По мнению Акылбека Жапарова, минтранс осуществил закупку битума с опозданием, из-за чего дорожные работы в стране начались позже запланированного.
- На следующий год нам необходимо завезти в страну 30 тысяч тонн битума, - подчеркнул он. - Мы намерены заасфальтировать дороги до каждого села. Если министерство транспорта не обеспечит поставку битума до конца января, то его руководство в полном составе уйдет в отставку.
В 2025 году проблема с обеспечением страны битумом, как полагает Акылбек Жапаров, решится если не окончательно, то надолго. Нефтеперерабатывающий завод после завершения начатой модернизации сможет производить 50 тысяч тонн битума в год. Часть этой продукции, как предполагается, будут поставлять в соседние страны, не располагающие подобными производственными мощностями.
Предприятие, которое наладит выпуск битума, ввел в эксплуатацию в 2014 году инвестор из Китая. Завод располагается в Чуйской области. Запускали его с большой помпой, поскольку проектная мощность промышленного объекта составляла 800 тысяч тонн ГСМ в год. Предполагалось, что он сможет полностью обеспечить потребности местного рынка в горюче-смазочных материалах. Оставалось только договориться о поставках сырья из-за рубежа.
В качестве участников важного проекта рассматривались поставщики из России, Казахстана и даже Ирана. Однако уже через год работа предприятия была практически блокирована - в связи с начавшимися тяжбами. Кыргызская сторона обвинила руководство завода в сокрытии налогов, а несколько лет спустя производство вообще остановилось из-за того, что судебные разбирательства затянулись.
Урегулировать споры удалось только в 2023 году. По словам Акылбека Жапарова, власти Китая приняли принципиальное решение по поводу судьбы завода. Доля, принадлежащая инвестору, была выкуплена провинцией Сиань. При этом стороны пересмотрели стратегию развития предприятия. Его решили переориентировать на выпуск другой, не менее востребованной продукции.
Кстати
Ремонт и модернизация части автомагистралей в Кыргызстане, связывающих населенные пункты с крупными экономическими объектами, будут производить за счет перевозчиков и частных компаний, как это уже происходило с дорогами на южном берегу Иссык-Куля. На протяжении многих лет их реконструкцию проводили с участием компании, разрабатывающей золоторудное месторождение.
Тот же опыт власти страны намерены перенести на трассу, ведущую к крупному угольному разрезу Кара-Кече. По словам министра энергетики Кыргызстана Таалайбека Ибраева, долгие годы дорога к месторождению была лишена асфальтового покрытия, в связи с чем поступают многочисленные жалобы от местного населения.
Жители сел, расположенных вдоль трассы, сетуют на то, что грузовики поднимают пыль, пагубно влияющую на здоровье. В связи с этим представители правительства провели переговоры с перевозчиками угля. Те, как утверждает глава минэнерго, согласились выделить средства на асфальтирование и обслуживание дороги. Эти расходы покроют, незначительно увеличив отпускную стоимость угля.