"ЕАЭС создавался для того, чтобы, в том числе, можно было свободно перевозить товары из одной страны союза в другую, - пояснил он. - Но, к сожалению, мы видим, что периодически в пунктах пропуска на границе между Кыргызстаном и Казахстаном возникают заторы, когда наши соседи либо совсем не пропускают транспортные средства с грузами, следующие из КР, либо делают это очень медленно, подвергая их тщательному досмотру.
Версий, почему это происходит, много. Одна из последних - якобы препятствование провозу через границу наркотиков. По этому поводу, кстати, МВД КР проводило расследование, тему обсуждали на дискуссионных площадках, на которые приглашали перевозчиков и представителей бизнес-ассоциаций, имеющих отношение к внешней экономической деятельности страны. Действительно, согласно официальной статистике, задержали три транспортных средства с запрещенными грузами, но это не повод досконально проверять каждую машину".
Подобный контроль, подчеркнул Сергей Пономарев, может быть тотальным и выборочным. И, как правило, государственные органы, в том числе на пропускных пунктах, используют выборочный.
"Поверьте, если бы каждому прилетевшему пассажиру любого аэропорта - в Москве, Астане или Бишкеке - устраивали полный досмотр с "приглашением" в специальную комнату, желающих путешествовать авиатранспортом стало бы гораздо меньше. Разве что чрезвычайная ситуация вынудит. Люди искали бы другие возможности. Также и с грузами. Чтобы грузопоток шел беспрепятственно, необходим выборочный контроль. Вроде бы это должно быть очевидно для всех. Но, например, семь лет назад я принимал участие в круглом столе, где также обсуждали проблему прохождения товаров из Кыргызстана через границу на территорию Казахстана. И ситуация с тех пор не изменилась. Поэтому неслучайно уже сами перевозчики говорят о том, что нужен альтернативный маршрут, который будет идти в Россию через Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан и Каспийское море. Это, конечно, дальше, дольше и дороже, но хотя бы есть гарантия, что груз придет в установленный срок в пункт доставки", - сказал он.
Зачастую, по словам Сергея Пономарева, проблемные ситуации с задержками грузов из Кыргызстана решаются должностными лицами в "ручном режиме". "Но так быть не должно. Важно, наконец, установить такой режим, при котором добропорядочные перевозчики с "прозрачными" грузами не испытывали бы таких неудобств и грузопоток шел бы спокойно", - добавил заместитель бизнес-омбудсмена КР.
"Безнаказанность порождает вседозволенность. Сколько лет уже существует ЕАЭС, но до сих пор между Кыргызстаном и Казахстаном случаются такие инциденты. Поэтому, считаю, все-таки необходимо делегировать полномочия участников евразийского объединения для создания суда ЕАЭС, который будет проводить расследования и привлекать к финансовой ответственности те государственные и партнерские структуры, которые будут злоупотреблять функциями контроля и дискредитировать таким образом саму идею интеграционного объединения. Евразийская экономическая комиссия этого делать не может. И если подобный суд создадут, проблема с задержками грузов на внутренних границах ЕАЭС будет, думаю, полностью решена", - выразил надежду Сергей Пономарев. Он также напомнил, что с января 2024 года в ЕАЭС начнут активно внедрять электронные навигационные пломбы на подакцизные товары. Более того, уполномоченные в рамках ЕАЭС крупные международные перевозчики смогут устанавливать их самостоятельно. Это, надеется Сергей Пономарев, поможет исправить ситуацию.
Что касается новых транспортных обходных путей, то они, по мнению главы Ассоциации рынков, предприятий торговли и сферы услуг, появятся в любом случае. "Но это не значит, что действующие маршруты потеряют свою актуальность. Другой вопрос, что необходимость обсуждения новых схем логистики должна как раз подтолкнуть наши государства к усилению интеграционных процессов и решению всех спорных вопросов", - резюмировал Сергей Пономарев.
Справка "РГ"
Навигационная пломба - устройство, с помощью которого дистанционно обеспечивается контроль за перемещением товаров и транспортных средств. Использование этой технологии позволяет на расстоянии сотен и тысяч километров в онлайн-режиме наблюдать за транспортным средством и фиксировать каждое незаконное действие с товарами, находящимися в опломбированном грузовом отсеке. Благодаря навигационным пломбам обеспечивается "прозрачность" перевозок. Соглашение об их применении в Евразийском экономическом союзе вступило в силу в апреле 2023 года.
Тем временем
Высшее руководство страны не раз отмечало необходимость устранения барьеров, мешающих интеграционным процессам на пространстве ЕАЭС.
- В нынешних кризисных условиях взаимодействие наших стран приобретает особую значимость, - сказал президент КР Садыр Жапаров. - Помимо того что нам требуется выработка действенных и эффективных механизмов финансирования инфраструктурных проектов, не менее важно еще более активно и настойчиво продолжать работу по устранению барьеров, изъятий и ограничений, мешающих интеграции. В данном контексте нельзя обойти вниманием одну из ключевых проблем в рамках ЕАЭС - свободу перемещения товаров. К сожалению, несмотря на предпринимаемые шаги, барьеры продолжают препятствовать расширению торговых связей между странами.
Глава кабмина КР Акылбек Жапаров, в свою очередь, предложил выработать меры ответственности за нарушение правил свободного передвижения товаров, услуг, трудовых ресурсов и капитала.
- Сами правила должны быть четкими, понятными и реализуемыми, - заявил Акылбек Жапаров. - В частности, нужно в полной мере реализовать и укрепить компетенцию Евразийской экономической комиссии. Фактически она является арбитром в наших спорах по поводу вопросов внутренней торговли товарами, услугами, перемещения финансовых и трудовых ресурсов. Механизмы устранения барьеров должны в полной мере использовать компетенцию суда союза, предусматривающую внедрение инструментов ответственности и наложение взысканий за нарушение общих правил функционирования внутреннего рынка.