Теперь все это в лучших традициях "политики восточного базара" осталось в прошлом. После того, как в Греции и Турции завершились электоральные циклы и на ближайшие несколько лет определись лидеры, пришло время собирать камни. Тем более, что дальше разбрасываться ими в и без того проблемном восточно-средиземноморском регионе стало просто опасно для обеих сторон. Весь уходящий год прошел под знаком повышенной конфронтации между Анкарой и Афинами. Застарелые греко-турецкие противоречия резко обострились из-за разногласий относительно морских границ островов в восточной части Эгейского моря, а также их статуса. Турция, играя мускулами, официально обвинила Грецию в нарушении Лозаннского договора от 1923 года и потребовала немедленно демилитаризовать территории греческого архипелага Додеканесос. Эллада же категорически отказывалась это делать, настаивала на готовности защищать свой суверенитет над островами всеми средствами и быстро вооружалась для потенциального конфликта. Несмотря на в буквальном смысле витавшую в воздухе напряженность - вооруженные турецкие истребители открыто летали на греческими территориями - прямой конфронтации между странами, как это произошло в 1996 году у острова Имия, в итоге удалось избежать. Нынешний визит Эрдогана в Афины, который занял всего пять часов, по крайней мере на время отложил возможность новой греко-турецкой эскалации.
В преддверии своего визита в Грецию, который официально приурочен к пятому по счету заседанию Высшего совета сотрудничества между двумя странами, Эрдоган не жалел ласковых слов для своего греческого контрпартнера. "Я ему так скажу: Кириакос, друг мой, мы не угрожаем вам, если вы не угрожаете нам", - сказал турецкий лидер в интервью греческой газете Kathimerini. По его словам, в Турции "никогда не считали соседнюю Грецию врагом или соперником" и, как и всем странам, ей нужны друзья, а не враги. Если же говорить о противоречиях касательно морских границ в Эгейском море, то решать их нужно путем диалога или в Международном суде в Гааге.
Позитивную повестку переговоров также наполнили упреждающие декларации Эрдогана о необходимости совместного сотрудничества в торговле, транспорте, энергетике, здравоохранении, технологиях и образовании. Другими словами - во всех тех областях, где Евросоюз, куда входит Греция, может оказать реальную поддержку испытывающей экономические сложности Турции. Тем более, что уже 19-20 декабря в Брюсселе состоится очередное заседание совместного парламентского комитета ЕС-Турция, где будут обсуждаться перспективы модернизации запущенного еще в 1995 году, но с тех пор не обновлявшегося таможенного союза между сторонами.
Как пишут греческие СМИ, в прямом эфире освещавшие буквально каждый шаг турецкого президента в оцепленном тремя тысячами полицейских центре Афин, по сравнению с предыдущим приездом Эрдогана в Грецию (состоялся шесть лет назад) нынешний визит прошел на удивление "мягко". Ведь в прошлый раз турецкий лидер, заехав ненадолго в греческую столицу, отправился прямиком на север Эллады, где проживает большое количество мусульманского населения. И этот шаг вызвал оторопь в Афинах, которые подозревают чересчур радушно принявшее президента Турции нацменьшинство Западной Фракии в нелояльности.
Напротив, в этот раз встречи Реджеп Тайипа Эрдогана с президентом Греции Катериной Сакелларопулу и премьером Кириакосом Мицотакисом, который называл собеседника "дорогой Тайип", прошли в подчеркнуто конструктивной и дружелюбной атмосфере. К огромному удовлетворению Греции, которая считает Турцию наибольшей угрозой и стремится всеми способами стабилизировать отношения с Анкарой, стороны заявили об открытии нового "этапа" в отношениях двух стран. И подписали около 20 соглашений, главным из которых стали визовые послабления для посещения турецкими гражданами греческих островов, а также договоренности по миграции. Правда, будут ли выполняться последние, видимо, зависит исключительно от дальнейшего поведения самих греков.