И снова мимо: почему санкции G7 на алмазы из России обречены на провал

Провал (а это был действительно провал) санкций западных стран в отношении российской нефти ничему их не научил: мы лишь наблюдаем переформатирование рынка "черного золота", изменение на нем участников и правил игры. С алмазами, по всей видимости, будет аналогичная ситуация. Об этом рассказали опрошенные "РГ" эксперты.
Валерий Шарифулин/ТАСС

Ранее сообщалось, что страны "большой семерки" должны представить ограничения на импорт непромышленных алмазов, добытых, обработанных или произведенных в России. Об этом говорится в заявлении саммита G7. Кроме того, "большая семерка" c 1 марта начет вводить поэтапные ограничения на ввоз российских алмазов, обработанных в третьих странах.

Во-первых, запрет на алмазы из России - основного игрока мирового алмазного рынка - приведет к тому, что Бельгия рискует перестать быть ключевым центром торговли этим товаром, отмечает в разговоре с "РГ" и. о. заведующего кафедрой мировой экономики и международных экономических отношений Государственного университета управления Евгений Смирнов.

Центр торговли может легко переместиться в Индию, которая вполне способна взять на себя ключевые сделки на рынке, уверен он. При этом следует ожидать роста цен именно на сырье - необработанные алмазы, поскольку по ним (а не по бриллиантам) будет ощущаться больший дефицит.

Во-вторых, продолжает Смирнов, алмазы - это не нефть; в силу малого веса и объема потоки данного товара очень сложно отследить, поэтому здесь еще проще использовать разные серые схемы, например, связанные с сокрытием страны происхождения.

В-третьих, огранка российских алмазов в Индии делает ее (а не Россию) страной происхождения товара (как это было в свое время и в случае с нефтью), и непонятно, как в этом случае будут действовать санкции.

"В целом тот факт, что в отношении алмазов долгое время не вводили санкции, объясняется тем, что по алмазам в наибольшей степени затруднен механизм правоприменения, которого у ЕС пока и вовсе нет", - констатирует эксперт.

Доцент кафедры государственных и муниципальных финансов РЭУ им. Г.В. Плеханова Елена Воронкова придерживается аналогичного мнения. Она напомнила, что по итогам 2022 года доля российских алмазов на мировом рынка составила 35% от общего объема. Причем в стоимостном выражении 95% алмазного экспорта России - это необработанные камни. Огранкой почти 90% российских алмазов занимаются в Индии.

"Ограничение экспорта российских алмазов, которые по своему качеству являются одними из лучших в мире, может серьезно ударить по относительно мелкому бизнесу, поскольку потребует от него повышения затрат на реализацию введенного санкционного механизма", - говорит Воронкова.

В связи с этим, скорее всего, Россия сможет найти новых покупателей на мировом рынке и наладит параллельный импорт за пределами G7, ведь алмазы представляют собой весьма мобильный товар, в отличие от минерального сырья, добавила эксперт.

Что же касается мировых цен на алмазы, то, по прогнозам Воронковой, они могут отреагировать в начальный период после введения ограничений шоковым всплеском. "Но в целом в следующем году можно ожидать примерно десятипроцентного роста цен на мировом рынке, как под влиянием введения ограничений, которые создадут все же некоторый дефицит на мировом рынке, так и под влиянием других факторов, отражающих существующий дисбаланс на этом рынке, в том числе обусловленный ростом склонности населения стран - основных потребителей алмазов к сбережению из-за ухудшения макроэкономики", - рассуждает Воронкова.

Эксперт также напомнила, что по стоимости алмазный экспорт России составляет 4 млрд руб. То есть серьезных последствий для платежного баланса России и динамики курса рубля ожидать не приходится.

"Цены внутреннего рынка на алмазы, несмотря даже на возможное увеличение их предложения, не снизятся однозначно, поскольку обработка продаваемых в России камней осуществляется, в основном, за рубежом", - заключила эксперт.