07.12.2023 04:34
    Поделиться

    Проекты века

    Поддержка государством частных инвестиционных инициатив привела к росту экономического потенциала Хабаровского края
    В рейтинге по уровню привлеченных в экономику инвестиций Хабаровский край вошел в тройку лидеров в Дальневосточном федеральном округе.
    Юрий Трутнев: Поддержка инвестиционных проектов является одним из приоритетных направлений работы по развитию Дальнего Востока
    Юрий Трутнев: Поддержка инвестиционных проектов является одним из приоритетных направлений работы по развитию Дальнего Востока / Правительство Хабаровского края

    - Общий объем уже вложенных средств достиг 370 миллиардов рублей. В крае с государственной поддержкой реализуется 131 инвестпроект с общей суммой заявленных инвестиций 680 миллиардов рублей. Создано более 11 тысяч рабочих мест, введено 58 предприятий, - привел цифры вице-премьер - полпред президента РФ в ДФО Юрий Трутнев. - Собственно говоря, инвестиционные проекты и определяют рост экономического потенциала территории. Уверен в том, что их реализация должна сопровождаться правительством Российской Федерации на постоянной основе. Ровно так мы и стараемся работать.

    В ходе совещания о реализации инвестпроектов в Хабаровском крае, которое провел Юрий Трутнев, особое внимание уделили семи объектам.

    Проектом века глава региона Михаил Дегтярев назвал строительство Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) и угольного морского терминала "Порт Эльга" в районе мыса Манорский.

    Тихоокеанская - первая в истории современной России частная железная дорога. Предложение о строительстве линии необщего пользования от Эльгинского угольного месторождения в Якутии до охотоморского берега в Хабаровском крае впервые публично прозвучало в июле 2021 года на совещании в правительстве России, когда обсуждалась модернизация Байкало-Амурской магистрали. Год спустя стройка уже стартовала.

    По первоначальному плану, который инициатор проекта УК "ЭЛЬГА" представила в Минтранс России, строительство должно было вестись пять лет - с 2023 по 2027 год, а ввод в эксплуатацию намечался на 2028-й. Однако инвестор решил ускорить процесс и запустить железнодорожную ветку и новый порт к концу 2024 года.

    Инфографика "РГ" / Рафаэль Зарипов

    - ТЖД обеспечит двойной эффект: угольщики повезут по ней свою продукцию и освободят часть провозных мощностей на БАМе и Транссибе - до 15 миллионов тонн, - считает Михаил Дегтярев.

    Общая протяженность Тихоокеанской железной дороги - 531 километр, а с учетом разъездов и станций - 625. Трасса тяжелейшая: ряд специалистов называл проект нереальным из-за сложности строительства в горных и таежных условиях, в абсолютно безлюдной местности - крупных населенных пунктов здесь нет на сотни километров вокруг.

    Однако стройка продолжается. В апреле 2023 года пройден психологически важный рубеж - проложена первая сотня километров, в октябре было готово 250 километров, а сегодня - уже 265. Возведено три железнодорожных моста, они считаются одними из самых сложных сооружений, но работы не прекращались даже зимой, когда стояли 60-градусные морозы. Кстати, при создании мостов используют те же типовые конструкции пролетов, что и при строительстве БАМа.

    Рельсы еще недостроенной дороги вовсю служат делу. Первый пробный проезд с мыса Манорский тепловоз совершил год назад. А с февраля по уложенным железнодорожным путям начался завоз материалов для дальнейшей укладки одноколейной ТЖД. На днях "Манорский экспресс" доставил три экскаватора по Тихоокеанской железной дороге с побережья Охотского моря. Эта спецтехника нужна строителям для очередного этапа работ.

    Предполагается, что в сутки по магистрали будут проходить по 18 пар грузовых поездов. Для этого приобретут 15 локомотивов и 1200 вагонов. На морском угольном терминале "Порт Эльга" в районе мыса Манорский уголь будут принимать балкеры. Здесь смогут одновременно вставать под погрузку четыре специализированных судна водоизмещением вплоть до 85 тысяч тонн. Порт намечено вводить в эксплуатацию очередями. На первом этапе, тестовом, перевалка составит пять миллионов тонн, затем 12, после чего терминал выведут на полную мощность в 30 миллионов.

    Благодаря реализуемым инвестиционным проектам в Хабаровском крае введено 58 предприятий и создано более 11 тысяч рабочих мест

    После запуска Тихоокеанской железной дороги на ней будет занято около 1,5 тысячи сотрудников, в порту станут трудиться 2 тысячи человек.

    Проект полностью реализуется на частные средства. Объем инвестиций оценивается в 129 миллиардов рублей. Срок окупаемости - семь лет.

    15 ноября компания "ЭЛЬГА" объявила о повышении мощности ТЖД и порта с ранее объявленных 30-ти до 50 миллионов тонн. По объему перевалки угля порт займет место в первой тройке по России. Важно и то, что дорога открывает доступ к полезным ископаемым, которыми богата территория Тугуро-Чумиканского района.

    - Здесь есть все, но ключевое - Мильканское железорудное месторождение в 150-200 километрах от ТЖД. С открытием порта и дороги приступим к его освоению. Планируем там построить мощный ГОК, а на берегу Охотского моря - Тихоокеанский металлургический комбинат, - сообщил губернатор.

    Еще два крупнейших инвестиционных проекта напрямую связаны с освоением подземных богатств Хабаровского края: резидент ТОР "Хабаровск" компания "Амур Минералс" возводит на Малмыжском месторождении меди горно-обогатительный комбинат, а ПАО "Русолово", входящее в холдинг "Селигдар", создает кластер полного цикла по производству олова.

    - Сегодня запасы Малмыжского месторождения оцениваются в 2,4 миллиарда тонн руды, в том числе более 8,3 миллиона тонн меди и 347 тонн золота. С его полным запуском Хабаровский край станет крупнейшим центром по добыче меди и производству медного концентрата в России. Реализация проекта даст региону увеличение налоговых поступлений в бюджет, обеспечит развитие инфраструктуры, а самое главное - дополнительные рабочие места, - рассказал Михаил Дегтярев.

    Бюджет масштабного инвестиционного проекта в Нанайском районе оценивается в 315 миллиардов рублей. Инвестор уже вложил больше половины суммы, на стройплощадке заняты 1,5 тысячи человек.

    - Работы в активной фазе идут на основных объектах будущего предприятия. Продолжается строительство карьеров для добычи руды, идет возведение корпусов обогатительной фабрики, в высокой степени готовности объекты вспомогательной и бытовой инфраструктуры. На предприятии будут созданы современные условия для работы и отдыха сотрудников, - отметил гендиректор компании-оператора проекта Александр Батаев.

    В ближайшие три года запланирован поэтапный ввод в эксплуатацию всех объектов ГОКа. Ожидается, что здесь будут трудиться более 2,5 тысячи человек собственного персонала, не считая специалистов подрядных организаций.

    На полях ВЭФ-2023 правительство Хабаровского края, ПАО "Русолово" и Минпромторг России заключили соглашение, нацеленное на развитие добывающей и металлургической промышленности на территории региона.

    - Его итогом станет дальнейшее наращивание оловодобычи в крае, - отметил Михаил Дегтярев.

    По словам президента ПАО "Селигдар" Константина Бейрита, совместная реализация прописанных в документе планов позволит ликвидировать зависимость страны от импорта олова. При сохранении нынешних темпов и условий развития производства компания к 2025 году достигнет показателя в шесть тысяч тонн и покроет потребности стран Таможенного союза.

    В создание кластера полного цикла по производству олова будет инвестировано 29,1 миллиарда рублей. Компания построит Амурский металлургический комбинат и горно-обогатительное предприятие "Правоурмийское", а обогатительную фабрику на производственном комплексе "Солнечный" она уже модернизировала.

    Как отметил губернатор края, комбинат "Русолова" будет обрабатывать руду трех месторождений Дальнего Востока - нового Правоурмийского в Верхнебуреинском районе, старого в районе поселков Солнечный и Горный в Солнечном районе, а также чукотских "Пыркакайских штокверков".

    Инициировать еще три проекта, имеющих промышленную и логистическую направленность, помог режим ТОР "Хабаровск".

    Компания "Дальневосточный автокластер" создает сборочное производство автобусного электротранспорта с постепенной локализацией комплектующих. Инвестиции в первую очередь составят 5,6 миллиарда рублей.

    - Определены площади для предприятия, завершены проектно-изыскательские работы. К нашей амбициозной инициативе подключилась госкорпорация ВЭБ.РФ. Дальневосточный автокластер важен, чтобы обеспечить наших жителей современным и безопасным транспортом, - считает Михаил Дегтярев.

    Первую модель автобуса предполагается собрать в 2024 году, к 2032-му будет налажен полный цикл производства. После этого ежегодно планируется изготавливать до 500 машин.

    Создание на Дальнем Востоке кластера по выпуску современных автобусов с высокими экологическими стандартами позволит сформировать новую отрасль специализации в Хабаровском крае и обеспечить техникой субъекты ДФО.

    "Дальневосточный кабельный завод "Амур" намерен возродить кабельное производство в регионе. Предприятие появится на площадке "Ракитное". Сейчас выполняются проектно-изыскательные работы. Инвестиции в проект составят три миллиарда рублей. Завод будет выпускать 23,1 тысячи километров продукции в год для нужд промышленности и энергетики - подводного силового, подводного оптоволоконного и шлангокабеля.

    На территории индустриального парка "Авангард" ТОР "Хабаровск" построен логистический комплекс мультикатегорийного маркетплейса OZON. Объект класса А общей площадью 46,2 тысячи квадратных метров создан в формате built-to-suit. Помимо складской части предусмотрен офисный блок и зона хранения пожароопасных товаров. Вложения в строительство составили 1,8 миллиарда рублей, еще 1,6 миллиарда будет инвестировано в оборудование логцентра.

    - Такой распределительный центр необходим жителям ДФО, чтобы сократить логистические цепочки и уменьшить сроки доставки почти в три раза, - указал заместитель генерального директора ГК "ДА! Девелопмент" Александр Сивцов.

    Еще один значимый инвестпроект реализуется в сфере АПК: ООО "Спорос" развивает селекционно-семеноводческий центр и создает вертикально-интегрированный молочный комплекс на юге края. Компания вложила в центр миллиард рублей и производит до 30 тысяч тонн семян в год.

    - Мы фокусируемся на отечественной селекции, и наша главная цель - продвигать ее внутри страны, выполнять задачи, поставленные президентом по импортозамещению, - подчеркнул основатель компании Денис Цесаренко.

    В "Споросе" приняли решение построить молочную ферму на 2,4 тысячи голов и мощностью до 120 тонн сырья в сутки. Инвестиции в проект оцениваются в 3,6 миллиарда рублей. До конца 2023 года планируется расширить границы ТОР "Хабаровск" на 17 земельных участков площадью более шести тысяч гектаров для осуществления проекта "Хабаровское молоко".

    - Все проекты в той или иной степени нуждаются в помощи со стороны правительства Российской Федерации. Считаю, что государство, поддержав реализацию инвестиционного проекта, должно брать на себя гарантии за неизменность экономических условий, - заявил Юрий Трутнев.

    Поделиться