О перспективах, экономическом потенциале и трудностях на пути развития инклюзивного туризма в интервью "РГ" рассказала кандидат экономических наук, доцент кафедры иностранного языка и страноведения Сахалинского государственного университета Лилия Назарова.
О безбарьерном или инклюзивном туризме у нас знают пока единицы. Лилия Хатифовна, расскажите, что это такое?
Лилия Назарова: Инклюзивный туризм - это форма туризма, ориентированная на людей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В мире инклюзивный туризм более известен, чем в России, так как в нашей стране он находится на начальном этапе развития. "Туризм для инвалидов", как его еще называют, имеет огромный экономический потенциал и очень скоро обретет большую популярность.
Это обусловлено не только потребностью в доступности туристических услуг и достопримечательностей для всех групп населения, но и социально-экономическим эффектом. Направление может стать новым источником дохода для местных жителей, создать рабочие места. В некоторых регионах это активно развивается. К примеру, на Камчатке, действуют туристические локации для инклюзивного туризма. Люди с инвалидностью уже посещают там пещеры вулкана.
Уникальные природно-климатические условия Сахалинской области тоже открывают широкие возможности. В этом году на острове реализуются небольшие проекты, организовываются экскурсии на специальных автобусах с подъемниками для инвалидных колясок. На территории музеев области экскурсанты с ОВЗ могут воспользоваться аудиогидами, изучить тактильные экспозиции.
Инклюзивный туризм предполагает создание особых условий…
Лилия Назарова: Безусловно, инклюзивные туристы, независимо от группы и категории инвалидности, относятся к людям с повышенными требованиями к обслуживанию и присмотру, поэтому при создании специализированных турпакетов необходимо учитывать все особенности физического и психологического состояния граждан.
При планировании туристических маршрутов предпочтительнее районы с благоприятным климатом. Специальные программы культурно-досуговых мероприятий нужно составлять с учетом особенностей незрячих или слабослышащих. При оказании дополнительных услуг важно учитывать потребности маломобильных групп, то есть людей с заболеваниями опорно-двигательной системы. Значит, необходимо предусмотреть специальный транспорт. Полный пакет туристических услуг должен быть адаптирован для всех, независимо от индивидуальных особенностей и потребностей.
Какие проблемы тормозят развитие инклюзивного туризма?
Лилия Назарова: В России пока нет единой государственной стратегии развития инклюзивного туризма. Другая проблема - нехватка информации о предоставляемом продукте. Организаторы туров зачастую не готовы дать точные данные о доступности для инвалидов тех или иных объектов. Существующая туристическая инфраструктура не всегда соответствует запросам людей с ОВЗ.
Требует решения и кадровый вопрос. Персонал, задействованный в сфере гостеприимства, питания и транспорта, надо обучать работе с людьми с ОВЗ - проводить семинары, тренинги, курсы для работников ресторанов, гостиниц, музеев.
Но самая большая проблема - искоренение негативного отношения к людям с ОВЗ и инвалидностью. Это серьезный пласт, требующий системного подхода и повсеместной работы с населением, начиная с дошкольного возраста.
В нашем обществе есть люди, которые не хотят связывать свою деятельность с инвалидами, а молодежь от 14 до 20 лет проявляют порой к ним агрессию. Отсюда вытекает еще одна проблема - осознанное затворничество. По статистике из 100 человек с ОВЗ 50-60 ведут закрытый образ жизни, поэтому перед обществом стоит задача мотивировать самих потребителей туристического продукта. У многих из них сложился стереотип, что путешествия, походы - это не для инвалидов. Инклюзивный туризм как раз мог бы стать эффективным средством интеграции инвалидов в общество.
В медиапространстве нужны яркие примеры успешных инклюзивных путешественников и организованных туров. Помогло бы в этом создание отдельной интернет-платформы - своеобразной торговой площадки, которая объединила бы людей с ОВЗ для общения, обмена опытом.
Прежде чем популяризировать инклюзивный туризм, нужно иметь наработки, определенную базу не только в конкретном субъекте или округе, но и в стране в целом. Как дальневосточники используют общероссийский опыт?
Лилия Назарова: В ряде регионов России уже действуют проекты по созданию инклюзивных туристических маршрутов и инфраструктуры. В Сочи, например, есть пляжи со специальными подъемниками для инвалидных колясок, оборудованными туалетами, душевыми. Входные группы некоторых зданий и сооружений адаптированы для инвалидов.
Не первый год действуют в стране социально ориентированные туроператоры, которые организуют путешествия для людей с ОВЗ. Как правило, они имеют полный пакет разрешительной документации для работы в области восстановительного туризма. Программы их туров ориентированы на интересы и потребности клиентов, в том числе при доставке на место.
На Дальнем Востоке развитие инклюзивного туризма только начинается. Камчатский, Хабаровский и Приморский края приступили к реализации проектов по созданию инфраструктуры. В этих регионах разрабатывают доступные для людей с ОВЗ маршруты, для обеспечения безопасности туристов проводится "ревизия" имеющейся инфраструктуры.
Что касается ДФО в целом, то у нас, к сожалению, пока отсутствуют специальные требования с инклюзивной составляющей при создании туристической инфраструктуры. Предстоит большая работа по формированию регламентов, проектов и программ по созданию безбарьерной среды и услуг. Не хватает служб поддержки, квалифицированных специалистов, которые могут организовывать и проводить экскурсии инвалидам. Все эти проблемы необходимо решать в кооперации с бизнесом, местными властями. Только так можно сделать туризм по-настоящему доступным.