Поделиться

Уральцы предложили доработать законопроект о креативных индустриях

На днях Госдума рассмотрела в первом чтении проект федерального закона о креативных индустриях. На мой взгляд, документ требует доработки.

В период ковидных ограничений эта отрасль, по оценкам РСПП, только за весну и лето 2020 года потеряла свыше 150 миллиардов рублей. По оценкам АСИ, на сегодня вклад креативных индустрий в экономику России составляет 4,87 процента ВВП. В этом секторе около 760 тысяч юридических лиц с общим объемом выручки более 12,6 триллиона рублей, а число занятых превышает 1,5 миллиона человек. Объем экспорта креативных товаров из России, по данным ЮНКТАД, в 2016-2020 годах вырос с 4,9 до 7,2 миллиарда долларов.

Задача закона - поддержать все нужное, прогрессивное, назревшее, что поможет раскрыть потенциал креативных индустрий в экономике страны

2021 год стал поворотным для креативной сферы страны. Правительство РФ утвердило "Концепцию развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 года". В том же году в России появилась Федерация креативных индустрий, для поддержки этой сферы создан президентский фонд на 3,5 миллиарда рублей.

Однако на сегодня не хватает общей концептуальной рамки - понимания того, что вообще входит в сектор креативных индустрий. Необходима и четко артикулированная позиция государства относительно данного сектора экономики. Задача закона - поддержать все нужное, прогрессивное, назревшее, что поможет раскрыть потенциал креативных индустрий в экономике страны, а с другой стороны, предупредить негативные моменты, которые неизбежно будут возникать. Федеральный закон поможет, к примеру, защищать интеллектуальную собственность.

При четких критериях определения творческих индустрий будет понятно, кому и в какой форме нужна помощь. Это может быть как грант, так и предоставление недвижимости для организации кластеров.

Чего не хватает законопроекту? Скажем, в статье 6 определены виды креативных индустрий в зависимости от экономической деятельности. Это использование историко-культурного наследия (музеи, промыслы, ремесла, культурное достояние), информационно-коммуникационных технологий (ИТ, реклама, медиа, VR), создание произведений литературы и искусства, прикладное творчество (дизайн, архитектура, мода, гастрономия). Круг ограничен, при этом законодатель не обосновал, почему именно эти виды являются приоритетными. Выходит, туризм или научно-техническая, исследовательская, инновационная деятельность не относятся к креативной сфере? Необходимо четко определить, как формируется список, на основании каких критериев и кто будет определять креативно это или нет.

Второй аспект, требующий доработки, - создание единого реестра таких индустрий. С одной стороны, для попадания в этот перечень субъекты должны соответствовать определенным критериям. С другой - не совсем понятно, какие положительные эффекты они получат от включения в реестр.

Хотя закон и рамочный, в нем должны быть прописаны основные направления финансовой, имущественной, образовательной, информационной поддержки, которые возможны как на федеральном, так и на региональном и муниципальном уровнях. А далее регионы будут смотреть, какие виды поддержки наиболее подходят для их территории и конкретных организаций.