Продовольственный ритейл стал одним из лидеров рынка франшиз

Российский рынок франчайзинга успешно преодолел вызовы 2022 года, а его объем вырос на 22,3%. Франшиза - это одна из форм ведения бизнеса, при которой заключается договор на право пользования брендом и бизнес-моделью франчайзера. Особенностью прошедшего периода стало то, что в тройку лидеров по доле рынка франчайзинга вошел FMCG-ритейл. Такие данные приводит аналитическое агентство "РБК Исследования рынков".

По оценкам аналитиков, объем рынка франшиз в 2022 году в России составил 2 397 миллиардов рублей. По сравнению с показателем предыдущего года он увеличился на 22,3%, причем рост был зафиксирован на фоне объективных экономических сложностей. Локомотивом роста оказался FMCG-ритейл (Fast-Moving Consumer Goods), который фактически оказался единственной отраслью, которая смогла нарастить свою долю в прошлом году. Поясним, что FMCG-ритейл - это торговый сегмент товаров повседневного спроса, которые люди покупают каждый день, прежде всего, продукты питания и напитки, а также сопутствующие товары - средства гигиены, товары для детей, животных и др.

В целом долю вклада франчайзинга в российский ВВП аналитики оценивают в 1,6%, причем в суммарном обороте рынка общественного питания, розничной торговли и платных услуг она еще выше и составляет 4,9%. Для сравнения, в 2021 году показатель держался на уровне 4,7%. Таким образом, российский рынок франчайзинга не только смог укрепить свои позиции, но и продемонстрировал значительный потенциал для продолжения тенденции.

В целом по стране зарегистрировано свыше 80 тысяч франчайзинговых точек, в том числе магазины, рестораны, кафе, медицинские центры, а также места оказания бытовых услуг для населения, которые совокупно обеспечивают рабочими местами более 1 миллиона человек. В столице работает около 13 тысяч франчайзинговых точек.

Самым крупным сегментом рынка франчайзинга остается сектор общественного питания, прежде всего, ресторанный бизнес. Однако в 2022 году его доля снизилась примерно до 19%, в то время как годом ранее она превышала 22%. Сокращение позиций лидирующего сегмента аналитики связывают с масштабными событиями на рынке, в том числе с уходом некоторых западных операторов, под брендами которых работали торговые точки. В первую очередь это касается многолетнего лидера - компании McDonald"s. Впрочем, глобальных потрясений из-за этого российский рынок не испытал. На смену ушедшим компаниям пришли другие, которые активно включились в борьбу за позиции на рынке.

На втором месте в России по итогам 2022 года расположился сегмент FMCG-ритейла, который занимает 14,9% рынка. В последние 10 лет отрасль неизменно демонстрирует положительную динамику прироста выручки. При этом для сферы характерно отсутствие резких всплесков спроса, сопровождающихся дальнейшей стагнацией, что наблюдалось, например, у медицинских учреждений в постпандемийный период. Кроме того, в 2022 году продовольственному ритейлу в значительной мере помогли хорошая адаптивность и устойчивость бизнеса к кризисным явлениям.

При этом аналитики отмечают, что в продовольственном ритейле франчайзинг распространен не так широко, как в других сегментах рынка. Количество игроков, предлагающих свои франшизы в сфере FMCG-ритейла, ограничено. Основной оборот генерируется за счет крупных компаний, благодаря которым указанный сегмент и занимает крупную долю в структуре всего рынка франчайзинга. Среди них, например, только торговая сеть "Пятёрочка", развивающая обратный франчайзинг (контроль и управленческие процессы полностью ложатся на плечи франчайзера - Прим. ред.), на текущий момент управляет более чем 20 тысячами магазинов в 69 регионах страны, из них более 300 - партнерские.

Кстати, торговая сеть "Пятёрочка" оказалась и единственным ритейлером в десятке самых желанных франшиз, с которыми, согласно опросам предпринимателей, они хотели бы строить бизнес. Аргументы в данном случае звучат такие: у сети самое большое покрытие в России, она работает по модели обратного франчайзинга (это упрощает процессы для франчайзи), имеет оптимальный срок окупаемости (от 18 месяцев), а минимальная сумма инвестиций в ее случае совпадает с ожиданиями потенциальных предпринимателей.

Третье место в общем рейтинге среди основных направлений франчайзингового бизнеса в России в 2022 году занял объединенный сегмент - одежный и обувной ритейл, суммарная доля которого составила 10,3%. Совсем немного ему уступил сегмент медицинских услуг, доля которого составила 10,1% (здесь наиболее развит сектор диагностической медицины).

Согласно опросу предпринимателей, проведенному исследователями, в топ-3 самых востребованных франшиз в настоящий момент входят FMCG-ритейл, ПВЗ (пункты выдачи заказов) и медицинские услуги. Примечательно, что те, кто уже был связан с франчайзингом ранее, готовы инвестировать в новый бизнес по франшизе минимум втрое больше, чем те, кто никогда не работал с ним.