Особенно, как предупреждают представители отрасли, злоумышленники активизируются в высокие сезоны - летом и перед новогодними каникулами.
Москвичка Юлия уже столкнулась с мошенниками и чуть не попалась на их уловку. "Пару недель назад я забронировала себе полулюкс в бюджетной гостинице в центре города N. Бронь подтвердили, получила номер брони. Созвонились и договорились, если будет ещё номер на эти даты - известят. Вчера в ночи, в 23-43, получаю следующее сообщение: "Добрый вечер, это администрация отеля, в связи с большим количеством броней вынуждены были выслать это письмо вам. Для подтверждения бронирования необходимо оплатить 50% от стоимости номера. Приносим свои извинения за предоставленные неудобства и предлагаем вам скидку в размере 10%." И далее: "Сумма - 9280 руб. Номер карты МТС Банка. После оплаты просим выслать чек сюда в чат или на нашу почту. С уважением администрация отеля!", - рассказывает москвичка.
По словам Юлии, она все-таки решила перезвонить в отель и уточнить, действительно ли нужна предоплата в 50%. Ведь, как правило, отельеры, если и просят предоплату за бронь, то не более 10% от суммы. В отеле пояснили, что они никаких писем не рассылали и предоплату не просили.
С одной стороны, женщина была рада, что не попалась на уловку, но, с другой, остался вопрос: откуда мошенники узнали ее персональные данные.
Как отметил в беседе с "Российской газетой" вице-президент Российского союза туриндустрии Дмитрий Горин, утечки персональных данных - не редкое сегодня явление. Мы также удивляемся, откуда мошенники знают наши номера телефонов, когда звонят или пишут в мессенджеры с различными предложениями о фейковых заработках или представляясь сотрудниками банков с целью выведать номера наших карт. "С этим должны и борются правоохранительные органы. Гражданам же просто надо быть очень бдительными при бронировании отелей, особенно в пиковые сезоны и если ранее в отеле не останавливались", - предупреждает эксперт.
По словам Горина, мошенничество в сфере бронирования - старая проблема. Самый распространенный способ обмануть граждан - создать фейковый сайт гостиницы или гостевого дома и через него организовать бронирование.
"Отечественная туриндустрия постоянно развивается. Отелей сейчас сотни тысяч по стране. Если вы впервые рассматриваете какое-то место размещения, то вряд ли вы на глаз поймете, на настоящий сайт отеля вы зашли или на фейковый. И даже если там есть номера для связи и вы по ним дозвонитесь, ну как вы поймете, действительно ли говорили с владельцами, управляющими отеля, администраторами или с мошенниками, которые ждут ваши деньги", - отмечает Горин.
Главное, что должно насторожить - слишком низкие цены, огромные скидки, особенно в сезон, сложные пути взаимодействия (не указаны телефоны, по указанным телефонам никто не отвечает, предлагается общаться только через специальные формы на сайте отеля), отсутствие отзывов, наличие большого количества номеров всех категорий в любое время года (в сезон на настоящем сайте отеля номеров или нет, или мало, и такая информация всегда понятна и доступна). Ну и, конечно же, предложение оплатить бронь переводам на карту частному лицу. Ведь кто это частное лицо, вы не знаете, как и то, имеет ли он отношение к выбранному вами отелю или нет.
Дмитрий Горин советует: