И гостям непросто. Смотреть кино или съездить на экскурсию? Многие здесь впервые. Хочется побывать в музеях сказочника Писахова, Борисова (художественного освоения Арктики) и в знаменитом Северном морском… Наслышаны про архангельские Гостиные дворы и про то, что надо прогуляться по пешеходной улице Чумбарова-Лучинского (горожане называют ее Чумбаровка). А как не съездить в Малые Карелы? Даже несмотря на мороз. Там музей-заповедник деревянного зодчества под открытым небом, жемчужина русского Севера.
Смотрим кино. Российское. Совместного производства с иностранными компаниями. Фильмы из Италии, Канады, Китая, Португалии, Сингапура, Индонезии, Азербайджана, Якутии…
Председатель жюри короткометражных фильмов Алексей Романов, режиссер, продюсер, художественный руководитель государственной национальной кинокомпании "Сахафильм", поделился:
- Мы какое-то время варились в собственном соку, не выходили за пределы Якутии и делали кино для своих. А когда мы стали выходить на международные кинофестивали, качество якутских фильмов пошло вверх. Наши режиссеры услышали оценки кинокритиков, поняли, в чем их ошибки, как должны работать в дальнейшем. У них появилась внутренняя ответственность, они поняли, что это серьезное дело - когда ты выходишь на большую публику со своей картиной. Поэтому фестиваль влияет на то, чтобы росли местные творческие кадры.
О кинематографе Грузии рассказала киновед Дали Окропидзе, член жюри короткометражных фильмов.
Из Франции прилетела актриса Динара Друкарова, чтобы представить свой режиссерский дебют - фильм "Лили и море" (производство Бельгия, Исландия, Россия, Франция). Здесь и режиссер Наталия Гугуева, получившая немало наград за свою полнометражную игровую картину "Туман", снятую в Мурманской области (только что ей присужден приз "За лучшую режиссуру" на Asti Film International Festival в Италии). А продюсер Иван Болотников представил фильм "Не хороните меня без Ивана" Любови Борисовой (внеконкурсная программа).
Какой же благодарный в Архангельске зритель! Буквально на каждом показе режиссеры и продюсеры слышат: "Замечательный фильм, спасибо большое вам! Почему нам не показывают такое кино в прокате? Желаем вам успеха, снимайте еще хорошее кино, приезжайте к нам!" И обратная связь: "Зритель здесь очень теплый, отзывчивый, вдумчивый, дотошно пытается понять то, что увидел, на что потратил свое время", - отметил молодой режиссер из Москвы Клим Тукаев.
Приехал режиссер Борис Хлебников, известный по фильмам "Сумасшедшая помощь", "Пока ночь не разлучит", "Долгая счастливая жизнь", "Аритмия". Новый фильм "Снегирь" он показал в Архангельске и Северодвинске. Перед показом скромно сказал зрителям (многие шли на блокбастер, фильм-катастрофу, посмотрев трейлер): "Это простой, довольно бытовой фильм, действие которого происходит на корабле".
Герои фильма - экипаж рыболовецкого судна с названием "Снегирь".
Расспрашивали режиссера подробно обо всем. Реальная ли это история? Не всем известно, что сценарий Наталии Мещаниновой и Бориса Хлебникова - по мотивам романа Георгия Владимова "Три минуты молчания" (1969).
- Как пришли к этой истории? С кем консультировались, когда готовились снимать? Как сделали такой реалистичный дождь? Очень эффектно! Графика, конечно? Поделитесь секретами: были у вас съемки в открытом море во время шторма? Избежали травм? Где взяли столько рыбы? Как долго актеры учились разделывать рыбу? В финальных титрах прочитали: Никита - Макар Хлебников, это ваш сын?
- Фильм произвел сильное эмоциональное впечатление. Напомнил фильм "Курьер", где старшее и младшее поколение не слышит и не понимает друг друга. И внешне ваш герой похож на героя "Курьера", и чертами характера. И еще мне показалось, что на бытовой ситуации демонстрируется наше русское "авось", "пусть будет как будет". И хочется в себе это изменить…
- Очень душевная история. Тронула. Ваши герои человечные. Совершают ошибки и добрые дела… Есть, о чем подумать. Я задумался об отношениях со своим отцом, спасибо вам за это.
Воспользовавшись небольшой паузой между сеансами, корреспондент "РГ" задала несколько вопросов гостю из Мексики. Хельмут Досантос - член жюри документального кино. Поэтому его докфильм "Боги Мексики" в конкурсе не участвует, а вошел во внеконкурсную программу. Это его режиссерский дебют, а в качестве продюсера - четвертая работа.
Фильм погружает в богатый и разнообразный мир коренных народов и выходцев из Африки, живущих в самых отдаленных уголках Мексики. Они борются за сохранение своей культурной идентичности. Картина стала участником многочисленных кинофестивалей и недавно была удостоена награды "Лучший документально-игровой фильм" Мексиканской академии кинематографических искусств и наук. В России получила Гран-при кинофестиваля Pacific Meridian- 2022 во Владивостоке. И буквально на днях эту работу показали в Красноярске на первом фестивале авторского документального кино Siberia DOC
Вы впервые в России?
Хельмут Досантос: Нет - я был во Владивостоке, в Санкт-Петербурге.
Как фильм попал на фестиваль в Архангельск?
Хельмут Досантос: Наша команда искала фестивали, которым был бы интересен наш фильм и которые были бы интересны нам. А тут организаторы спросили меня, хочу ли я стать членом жюри.
Как добирались в Архангельск? Не испугались морозов?
Хельмут Досантос: Сначала я показал фильм на фестивале в Италии. А потом через Стамбул отправился в Россию. Пять слоев одежды на мне (one, to, free…).
Анжелика Долинина, программный директор Arctic open:
- В первую очередь наш фестиваль работает с авторским кино, которое по разным причинам не попадает в прокат. Так называемые зрительские, кассовые фильмы зритель может посмотреть и в кинотеатрах или на различных платформах. Но конкурсный шорт-лист приходится делать из большого количества по-настоящему классных работ. В этом году в лонг-листе было около 380 картин, из них необходимо было выбрать 58. Хотя те фильмы, что не вошли в наши программы, без сомнения, достойны были оказаться не только претендентами на конкурс, но и войти в призеры.
Открывать и закрывать фестиваль будут документальные картины - "Последний теплоход" Ильи Желтякова и "Колбаса Митрофана Аксенова" Алексея Федорченко.
Какая тема преобладает у нас в этом году - определено в названии проекта "КиноПорт Arctic open". Первая: истории людей, живущих в приморских городах, обладающих особой атмосферой. Это портреты современников, рассказы о нашей сегодняшней жизни, которые вызовут отклик зрителей. Назову, к примеру, потрясающую документальную картину "Капитан индонезийских морей", из Индонезии к нам прилетел ее автор. Вторая тема - разговор поколений. Видимо, у нас накопилось много вопросов и претензий друг к другу. И мы попытаемся этот разговор начать в кинозалах. Есть ли у нас шанс услышать другого человека, принять его?