Недавний опыт по сдерживанию роста цен на топливо показал, что "авральные меры" краткосрочного плана вполне работают наряду с "долгоиграющими" рыночными. Если экономика уже более полутора лет живет в состоянии перманентного шока, то такие меры неизбежны, - "шоковая терапия" не входит в число приоритетов правительства. Тем более что речь идет о социально значимых продуктах: мясо птицы и яйцо составляют важную долю в рационе не самых богатых слоев населения. Так что же случилось, что с конца декабря прошлого года по начало декабря нынешнего цены на куриные яйца выросли в России на 42,4% (данные Росстата)?
Сработали сразу несколько факторов. При том что еще летом ничто не предвещало. Соотношение оптовых (отпускных) цен производителей и розничных составляло примерно 52 к 77 рублям. Наценка около 20 рублей была стабильной в последние пять лет, хотя наблюдался рост котировок этой пары - начиная с примерно 35 к 55 руб. в 2018 году. Производство яиц за первую половину года выросло - на 2,5% (по итогам 10 месяцев на 2,3%), что для сельхозпродукции является ростом солидным. В крупных сельхозорганизациях, на которые приходится около 90% объема, рост составил так и все 3,6 % (падение было в фермерских хозяйствах и личных). В прошлом году прирост производства был примерно такой же, и никакого кризиса с ростом цен не было.
Однако во второй половине года прирост производства стал сходить на нет, и по итогам 2023 года, скорее всего, объем останется на прошлогоднем уровне, либо превзойдет его ненамного. Одни винят в этом птичий грипп, жестко прошедший по ряду регионов. Другие - якобы "непродуманные" действия властей, которые в попытках покрыть возникший всплеск цен на курятину загасили его тем, что пустили на убой кур-несушек. Падение численности поголовья кур действительно имеется - минус 3,2%, но его нельзя назвать "шоковым".
Однако все это, во-первых, происходит на фоне роста реальных зарплат на 7% и реальных доходов населения - на 4,4%. В третьем квартале так и вообще на 8,7% и 4,9%, соответственно. Эти деньги пошли в том числе на продовольственный рынок. Во-вторых, на фоне девальвации рубля (как раз во второй половине года) и роста ставки по кредитам выросли издержки производителей - на закупки оборудования - на 25%, на вакцины и ветеринарные препараты - на 15-25%, даже на упаковку - в среднем на 15%. В-третьих, увеличилась стоимость кормов, зерна - с 9 до 15 тыс. руб. за тонну, а импортного соевого шрота (белковый корм) - на величину девальвации рубля. Так что импортная составляющая есть по всем этим позициям.
Еще бытует версия, согласно которой санкции якобы оставили страну без инкубационного яйца, а без него никуда. Это не совсем так. Начать с того, что инкубационное яйцо под санкции не попало пока что. Его импорт (куриного) сократился в текущем году на треть, однако прежде всего за счет увеличения его внутреннего производства (курс на импортозамещение тут был взят еще до начала СВО), оставшиеся 10% закупаются в Турции, Венгрии и Словакии. Тут нет критических проблем. Проблемы есть с инкубационным яйцом индейки, там уровень самообеспечения вырос за прошлый год с 10% до 40%, но явно есть еще куда расти. Импорт идет из "недружественной" Северной Америки. Опосредованно дефицит индюшатины влияет на курятину.
Некоторые эксперты отмечают наличие и спекулятивной составляющей: подогретая тема яиц влияет на биржу, особенно перед новогодними праздниками, когда блюда с их содержанием составляют значительную долю на праздничных столах.
На субъективный взгляд автора, стоит выделить еще один момент - ровно как касательно кормов для домашних животных несколько решений, ограничивших по факту импорт этих кормов и приведших к их удорожанию, - так же, аналогично, проявились и последствия решений по ограничению импорта зарубежных вакцин. В основном через механизмы усложнения регистрации. Мотив понятен: реши санкционеры ударить по этому звену - последствия были бы тяжелыми. Но поскольку санкций тут пока не было введено, то может, не стоило "падать раньше выстрела", а повременить годик-другой? Однако именно с сентября текущего года был заметно ужесточен и усложнен механизм ввода ветеринарных препаратов в гражданский оборот, в том числе для импортных. При том что доля российских вакцин для тех же птиц уже приличная - 43%. Но ведь не 100%. В 2022 году импорт ветеринарных вакцин уже сократился более чем на треть. Отечественные производители оказались не готовы к ситуации. Теперь они, конечно, начнут "чесаться быстрее", но в текущем году дефицит препаратов преодолеть не удастся. За год-два - наверняка.
Примерно такой же горизонт - до года - можно прогнозировать и для решения "проблемы куриных яиц". К "ножкам Буша" и тем более куриным яйцам его имени страна уже точно не вернется. Да и где он теперь, тот Буш.