В каких конкретно областях нам не хватает ИТ-специалистов?
Александр Федяков: Специалисты, владеющие цифровой грамотностью, востребованы во всех областях. Потому что любой условный белый воротничок, который не умеет работать с данными, скатывается в ситуацию магического мышления, то есть повторяет паттерны, не задумываясь, почему они работают. А цифровая грамотность про то, что ты принимаешь решения, опираясь на данные. Цифровизация дает способность по-инженерному докопаться до того, почему именно механизм работает, и какая часть этого механизма может быть улучшена, чтобы почувствовать эффект. И этому тоже можно научиться.
И восполнить дефицит таких кадров помогает "Школа 21"?
Александр Федяков: Да, потому что мы даем уникальный набор не только прикладных, но и мягких навыков. Мы готовим джунов, очень быстро прогрессирующих. То есть джун, который учился в нашей "Школе 21", быстро становится мидлом внутри ИТ-команды: легко адаптируется, может работать самостоятельно, не боится сложных задач и знает, как справляться с фрустрацией. Повторюсь: наш фокус внимания на квалифицированных кадрах. Мы их называем цифровыми инженерами: разработчик для них понятие слишком узкое.
Какой образовательный трек предлагает участникам "Школа 21"?
Александр Федяков: Сначала участники проходят две отборочные игры на сайте, затем их ждет отборочный этап - 26-дневный интенсив, который предполагает полное погружение в учебный процесс. И уже после отборочного этапа мы приглашаем на основное обучение. Скорость его прохождения напрямую зависит от самого участника. Существует определенный набор проектов, но проходить их можно с разной скоростью в зависимости от того, сколько времени человек готов проводить в кампусе "Школы 21". В среднем за год-полтора наши участники доходят до обязательной стажировки в ИТ-компании, после которой абсолютное количество участников трудоустраиваются. Я говорю о 100 процентах.
Еще до стажировки наши участники уже владеют как минимум тремя языками программирования: С и С++ как фундаментальные языки и один из семи прикладных: Java, C Sharp, GO, Python, JavaScript, Kotlin, Swift. Кроме того, любой участник к моменту стажировки знает SQL, то есть умеет работать с базами данных, имеет навыки DevOps, инженерии, работы с операционными системами и работы с сетями. Это позволяет трудоустроиться практически в любую интересную компанию почти на любой продукт.
При этом после стажировки трек не заканчивается. У нас образовательного контента накоплено лет на 10 лет непрерывного обучения. После стажировки можно и нужно углубляться в тему, которая интересна больше всего. И в этом смысле "Школа 21" чем дальше, тем больше становится средой, в которой доступно по-настоящему непрерывное обучение.
Но что более важно, в процессе обучения участники приобретают целый набор мягких навыков, необходимых для дальнейшей карьеры. Это и коммуникации, и самодисциплина, и навык лидерства, потому что, когда ребята разбиваются на команды, им так или иначе приходится брать на себя роль тимлида. Это в конце концов сама способность учиться и поддерживать самомотивацию. Считаю, что мягкие навыки для долгосрочной карьеры намного важнее, чем навыки цифровые.
Кто может стать участником "Школы 21"? Есть ли ограничения по возрасту?
Александр Федяков: Мы с удовольствием принимаем людей от 18 и до бесконечности - независимо от регалий, предыдущего опыта, образования и умения программировать. К нам и топ-менеджеры приходят на интенсивы, чтобы погрузиться в ИТ-среду. Большая часть участников - молодые люди, но есть и те, кто во взрослом возрасте по той или иной причине решил переквалифицироваться.
Можно ли стать хорошим IT-специалистом с нуля в зрелом возрасте?
Александр Федяков: Конечно. Например, когда мы в Великом Новгороде открывали кампус, я познакомился с одним участником из Челябинска. Он получил юридическое образование в Санкт-Петербурге и работал юристом, пока в 40 лет не решил сменить профессию. Тогда он приехал в Москву, поступил на основное обучение в "Школу 21", устроился на стажировку в Сбер, остался там работать и за 9 месяцев получил три повышения - до мидла. Это очень быстро: перестать быть юристом в 40 и стать разработчиком в 41. Сейчас он успешный специалист, всё у него хорошо.
Людям старшего поколения с появлением и развитием технологий зачастую приходится заново осваивать цифровые навыки. Предлагает ли "Школа 21" какие-то курсы повышения квалификации для таких специалистов?
Александр Федяков: Да. Например, для бизнес-клиентов и для органов власти делаем специальные образовательные интенсивы. В отличие от основного обучения они платные, но позволяют быстро погружаться в цифровую среду тем, кто до этого с ней особо не сталкивался. На выходе участники знают, чем живет современный цифровой инженер, понимают, как можно сформулировать задачу, какие есть критерии ее выполнимости и того, что она в итоге сделана. Другими словами, могут стать достаточно квалифицированными заказчиками.
В каких регионах базируется "Школа 21", и есть ли намерения расширить географию присутствия?
Александр Федяков: "Школа 21" активно масштабируется по стране. Кампусы есть в Москве, Казани, Новосибирске, Сургуте, Великом Новгороде, Якутске. Запланированы открытия в Ярославле, Белгороде, Челябинске, Нижнем Новгороде, Волгограде, Ставрополе. И это всё открывается в горизонте одного года. Президент РФ Владимир Путин назвал "Школу 21" хорошим примером для создания подобных образовательных пространств и дал некоторым регионам поручение проработать вопрос появления кампусов нашей школы. Мы же, в свою очередь, готовы активно и дальше расширяться, оправдывая повышенный спрос на наш проект высоким качеством образования.