По словам агротехнолога, последние тенденции на российском рынке свидетельствуют о том, что семенного картофеля требуется много, качественного, и желательно отечественного. Лаборатория НИИ работает в тесной связке с производственной базой, расположенной неподалеку от Холмогор. В советские времена это была опытная станция, ныне частная структура. Но система отношений изменилась не сильно. Ученые, как и прежде, отвечают за чистоту сорта и здоровье корнеплодов, технологии их выращивания и правильного хранения, производственники занимаются сбытом.
- Мы помогаем получать оригинальные - не зараженные вирусами и болезнями, семенные клубни, производить элитный материал, который в последующем используют товаропроизводители для получения продовольственного картофеля, который продается на рынке, - отметил эксперт.
Процесс необходимый и бесконечный. Как такового клонового отбора, как на собственной грядке, где каждая картофелина проходит жесткий хозяйский контроль, на производстве нет. При больших масштабах это нереально, а участие человека в выбраковке минимально. При механизированной сортировке для следующей посевной в ячею заданных размеров попадают и неидеальные клубни. А вместе с ними в материале быстро накапливаются болезни, вирусы, уродства корнеплодов. Картофельный фонд быстро вырождается - с каждой высадкой уменьшается его размер, теряется форма, падает урожайность. Особенно быстро это происходит в южных регионах, где число патогенов значительно выше, чем на Севере.
- От плохого семени хорошего потомства не будет. Все зависит от объемов и внимания к материалу, который высаживают, - продолжил собеседник.
И здесь на помощь приходят производители семенного материала, выращивание которого занимает пять лет. Все начинается с микрорастения, выращенного пробирке. Всю предварительную селекционную работу (скрещивание разных сортов и получение нужного с заданными свойствами) проводят в Федеральном исследовательском центре картофеля им. А.Г. Лорха.
В лабораторию микроклонального размножения Архангельского НИИ (где стоят боксы и стеллажи для размножения, в которых заданные свет и температура) ростки попадают с документами о своем здоровье и подтверждением сорта. Черенкование полученных образцов и высаживание их в теплицы, где появляются первые мини-клубни, не зависит от погоды и начинается зимой.
- Для нас это также этап улучшения и разработки новых технологий выращивания, - рассказал Алексей Шаманин. - Одно пробирочное растение дает четыре и больше клубней. Наша задача "разогнать" этот процесс. Экспериментируем со стимуляторами. Пробуем различные варианты посадки - в грунте, в горшках, в шахматном порядке на грядках.
Изначально корнеплод может получиться и с ноготь, и с кулак. Разный размер дает и разное потомство. Теоретически, от небольшого рождается меньше стеблей и клубней. Оптимальным считается величиной в 35 мм и правильной формы. Учет ведется поштучно. На увеличение их числа и направлена технология архангельских агрономов.
- Попутно мы разрабатываем производства следующих полевых поколений картофеля, - подчеркнул ученый. - Грант НОЦ позволил нам приобрести дополнительное оборудование. В частности, горшки под разработанную нами систему посадки, на которую мы хотим перейти. Она позволяет более эффективно использовать посевную площадь, получать больше клубней и оптимизировать их размер, чтобы не было большого разброса.
Четыре года дальнейшей культивации в полях позволяют нарастить в геометрической прогрессии элитную репродукцию картофеля заданных сортов, здорового от болезней и вирусов, который десятками тонн расходится по всей стране.