Около пяти тысяч участников. Кто они? Зачем приезжали на конгресс? Что готовы предложить и как оценивают условия работы для молодых ученых?
Сергей Островский, аспирант программы iPhD "Биоматериаловедение" и сотрудник Университета МИСИС:
- Я вырос в семье ученых. Дедушка - кандидат наук, возглавлял много лет металлургическое производство. Папа - тоже кандидат наук, руководит крупной компанией, дядя - профессор, доктор наук. Своим примером они показали, что с правильной, грамотной командой, верным настроем и навыками в науке и управлении можно реализовать себя и быть успешным ученым.
Дедушка говорил: "Терапевт, глядя на человека, должен определить, что происходит с организмом, подающим тревожные сигналы. А металлург должен поставить правильный диагноз - что "болит" и почему плохо работает?" Именно это с ранних лет вдохновляло меня на упорство и стремление к новому.
Мы с командой победили в конкурсе "Студенческий стартап". Благодаря миллионному гранту сейчас работаем над созданием биокерамического имплантата для краниопластики - хирургической процедуры по восстановлению дефектов черепа.
Мы не только создаем, но и продвигаем наши разработки на рынок. На конгрессе представляли свой биокерамический имплантат - рад, что удалось лично переговорить с представителями минздрава, с врачами. И еще одно яркое впечатление - встреча с подписчиками нашего телеграм-канала, где мы рассказываем о проекте. Считаем важным, чтобы люди видели нашу работу.
Мне повезло, что учусь и работаю в одном месте - Университете МИСИС. Я аспирант и одновременно инженер научных проектов. Но такие условия есть не везде, а квот на повышенные стипендии и возможностей получить собственный грант для аспирантов все еще мало.
Что предложить? Увеличить количество конкурсов и грантов, уменьшить бюрократию в науке и ускорить государственную регистрацию новых разработок. Поясню. Мы печатаем ткани и органы, которые пока что не могут быть использованы на практике из-за ограничений в законодательстве. Создаем новое оборудование, новые подходы к лечению - и сталкиваемся с ограничениями и сложностями. Например, сегодня не существует прецедентов регистрации биопринтеров для использования в медицинской практике. Мы могли бы стать первыми.
Ильмира Гильмутдинова, 34 года, врач-клиницист с широкой сферой научных интересов - от превентивной медицины до медицинской реабилитации:
- Сейчас занимаюсь экстракорпоральными методами гемокоррекции, провожу клинические исследования по оценке эффективности данных методик при различных патологических состояниях. В научной сфере вместе с коллегами занимаюсь разработкой биопластических материалов для восстановления целостности поврежденных кожных покровов...
А началось все еще в студенческие годы. Тогда я работала над проектом создания биопластических материалов для регенеративной медицины. С этим проектом победила в нескольких конкурсах, возглавила 100 лучших инновационных проектов на Всероссийском молодежном инновационном форуме "Селигер-2010", получила серебряную медаль салона инноваций и инвестиций.
Окончила университет в Оренбурге, переехала в Москву, чтобы поступить в ординатуру по трансфузиологии и продолжила вести исследования в области регенеративной медицины. После окончания ординатуры прошла обучение по клеточным продуктам и стандартам GMP и продолжила заниматься наукой.
Считаю, что в нашей стране созданы лучшие условия для роста молодых ученых и реализации научных проектов. Ни одна страна не может похвастаться таким большим количеством госпрограмм, грантов и молодежных конкурсов. А такая площадка, как Конгресс молодых ученых, дает хорошую возможность для общения и поиска стратегических партнеров. На ней чувствуется единение ученых всей страны с целью созидания и реализации полученных знаний.
Ольга Горячева, старший научный сотрудник Института химии Саратовского национального исследовательского государственного университета им. Чернышевского:
Выпускница СГУ им. Чернышевского Ольга Горячева пять лет училась и работала в Германии, Англии и Бельгии, но потом вернулась в Саратов на должность старшего научного сотрудника в свой же университет. И вместе со студентами занимается синтезом наночастиц.
- Сначала исследования касались сельского хозяйства - наночастицы позволяли анализировать микотоксины. Но потом фокус внимания сместился на медицину.
Теперь наша молодежная команда химиков работает над механизмом, который позволит определять концентрацию препаратов химиотерапии в крови онкобольных. Это позволит точнее подбирать безвредную дозировку лекарств.
Когда я приехала в Россию, в университете организовали научно-исследовательский молодежный офис, а не лабораторию. Сначала я восприняла это в штыки, мне хотелось работать именно в лаборатории. Но выяснилось, что научно-проектный офис даже лучше. Мы все работали вместе, слышали друг друга, обсуждали общие проекты. Таким образом, студенты видели, что преподаватели в них заинтересованы.
Молодые ученые Астраханского госуниверситета им. В.Н. Татищева презентовали робот "Прометей" - полуавтономный подводный комплекс с камерами и сенсорами для мониторинга подводных объектов.
Их ровесники из Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения привезли показать беспилотный летательный аппарат "Вертикаль", который можно использовать для доставки грузов, аэрофотосъемки и поисково-спасательных работ.
Стартап ребят из Рязанского медицинского госуниверситета им. И.П. Павлова - универсальная литейная форма для создания трехмерных моделей кровеносных сосудов. Модели делаются на основе биополимерных гидрогелей, заселенных клетками, свойственными сосудистой стенке человека.
Еще один высокотехнологичный проект - робототехнический конструктор для детей, созданный в Пермском национальном исследовательском политехническом университете. Ребенок "строит" робота и в процессе получает все необходимые инженерные технические компетенции, узнает базовые принципы программирования.