• Новости
  • Статьи
  • Проверь себя
  • Личный опыт
  • ESG - повестка
12.12.2023 10:40
Автор
Наталья Никулина
Может ли быть мода экологичной. Что делают бренды для спасения планеты
iStock

Экологичная ли мода

Модную индустрию нельзя назвать самым экологичным видом деятельности. Производство одежды генерирует примерно 10% мировых выбросов углекислого газа, которые в том числе влияют на глобальное потепление. При создании одной футболки используется примерно столько же воды, сколько человек выпивает за два с половиной года.

В целом же промышленность использует 1,3 триллиона галлонов воды в год только для окрашивания тканей, не только используя воду, но и загрязняя ее. И чем сложнее вещь, тем больше ресурсов нужно для ее создания, например, один пиджак сопоставим с сотней футболок.

Проблемой являются не только огромные объемы ресурсов, которые нужны для изготовления одежды и косметики, но и загрязнение, которое неизбежно при этом производстве.

Ежегодно в океан попадает полмиллиона тонн микроволокон из одежды, которые выделяются в основном во время стирки. Это примерно как 50 миллиардов пластиковых бутылок. Сейчас, к сожалению, нет эффективного решения, как очистить мировой океан от этих веществ, поэтому они встраиваются в пищевые цепочки экосистемы и вредят его обитателям, а через них и человеку.

Больным вопросом является и утилизация одежды. Каждый год на свалки отправляется примерно 50 миллионов тонн одежды. Синтетические материалы в ее составе очень долго разлагаются и отравляют почву, с которой соприкасаются. И даже после разложения они способны испортить воду и почву. Еще одна проблема - утилизация материалов, которые остаются на фабрике после изготовления одежды или, например, снятия с производства коллекции. Часто уже купленные материалы просто списывают и затем выбрасывают.

Не слишком хорошо обстоит дело и с производством косметики. Оно тоже потребляет очень много питьевой воды, а упаковка часто производится из композитных материалов. Они отправляются на свалку и разлагаются очень долго. Бьюти-индустрия, как и производство одежды, загрязняет океан микропластиком. Он содержится, например, в гранулах скрабов, которые смываются в канализацию и по ней попадают в океан.

Еще одна острая проблема - вред и жестокость к животным. Шубы из натурального меха, испытание на животных косметики осуждаются обществом, но все еще применяются в индустрии.

Что делают бренды для сохранения экологии

В мире сформировался устойчивый тренд на сохранение экологии и заботу о будущем, и компании модной индустрии стараются ему следовать. Они используют ткани и упаковку из переработанных материалов, отказываются от тестирования косметических средств на животных, внедряют безотходное производство и продают косметику "на разлив". Покупатель может набрать такое средство в собственную емкость, снизив объем упаковки, отправляющейся на свалку.

Так, компания Nike выпускала футболки из переработанных пластиковых бутылок. Это позволило сэкономить на сырье и снизить потребление энергии на 30%, а также переработать более 13 миллионов бутылок.

Американский бренд Patagonia изготавливает куртки с наполнителем из гусиного пуха, при этом гуси были выращены в гуманных условиях, а перья собраны не жесткими способами. По программе WornWear можно отремонтировать и обновить старую куртку Patagonia, не покупая новую вещь и снижая вред природе при ее производстве. Постепенно компания переходит на использование только переработанных или возобновляемых материалов.

Косметический бренд Lush изготавливает ароматные бомбочки для ванны, маски для волос и бальзамы для губ из экологичных материалов, а вред от глиттера и микропластика пытается минимизировать за счет поддержки природоохранных организаций.

Еще один способ снизить вред экологии от модной индустрии - продажа аксессуаров вместо утилизации и аренда нарядов. Так, в России действует платформа The CULTT, на котором можно продать свои люксовые или винтажные обувь, сумки и аксессуары. За счет этого можно снизить объем производства вещей, купив подержанную сумочку вместо новой. Также набирают обороты сервисы аренды одежды и комиссионных магазинов, продлевающие жизнь вещей. Например, сервис Cloudset позволяет взять в аренду одежду премиум-класса, чтобы разнообразить гардероб и снизить потребление.

Что могут сделать покупатели

Забота о природе - дело не только компании, но и каждого потребителя. Люди могут принять несколько простых мер, чтобы уменьшить вред экологии, наносимый модной индустрией.

Самое очевидное - осознанное потребление. Для этого нужно покупать меньше вещей, но более высокого качества, отправлять в переработку максимальный объем упаковки косметических средств и одежды, заботиться о вещах, чтобы они служили как можно дольше, выбирать классические, базовые предметы одежды вместо сиюминутных модных трендов. Стоит обратить внимание на одежду из натуральных материалов, но изготовленную с минимальным вредом для природы и животных.

Также стоит обращать внимание на пометки на этикетках и информацию о производителе. Насколько экологично производство этой вещи? Что компания делает для сохранения природы? Использует ли вторичную переработку, вкладывается ли в социальные и экологические проекты? Эти и другие вопросы можно и нужно задавать себе перед покупкой футболки или крема для рук. Предпочтение стоит отдать сознательным брендам, которые ответственно относятся к экологии.

Еще одним способом позаботиться о будущем планеты может стать посещение комиссионных магазинов. В них можно купить подержанную вещь вместо новой, для производства которой было затрачено множество ресурсов, и оставить собственную одежду, которая больше вам не подходит. А вместо покупки нарядного платья для торжественного случая, которое вы наденете от силы пару раз, можно арендовать его на специальной платформе. Так можно сэкономить деньги и место в шкафу и снизить вред для природы.