На "рязанской ВДНХ" создаются новые места для посетителей

Бывшие павильоны "региональной ВДНХ" в Рязани активно восстанавливаются. В городе формируется новое креативное пространство Торговый городок - точка притяжения для гостей и местных жителей, где культурная и историческая идентичность Рязанской области соединилась с креативными индустриями региона. На днях открыл двери павильон "Облпотребсоюз", в котором в 50-х годах прошлого века передовики торговли и кооперации демонстрировали свои достижения. Сегодня здесь разместился центр развития народных художественных промыслов - "Резиденция традиций".
Центр развития народных промыслов "Резиденция традиций" привлекает и взрослых, и детей.
Центр развития народных промыслов "Резиденция традиций" привлекает и взрослых, и детей. / Правительство Рязанской области

Рязанская ВДНХ - это вовсе не оборот речи: в 1950-х годах в регионах создавались аналоги столичной выставки достижений народного хозяйства. Всего их было порядка 10, но до наших дней таковая сохранилась лишь в Рязани. История Торгового городка начинается в 1955 году, когда на его территории была открыта Рязанская областная сельскохозяйственная, промышленная и строительная выставка. В 1959 году выставка прекращает свое существование, а в ее павильонах начинают работать магазины и городские сервисы. Рязанской ВДНХ повезло: если в других городах подобные объекты располагались в городских парках, где не вписывались в концепции развития рекреационного пространства, и от них постарались избавиться, то рязанский Торговый городок расположился хоть и рядом с любимым местом отдыха горожан - Лесопарком, но все же на городской территории. Долгое время здесь был рынок, который при всей своей непрезентабельности и поспособствовал сохранению этого поистине уникального объекта.

Новый этап в развитии городка начался в 2021 году с восстановительных работ. Оператором реализации проекта назначается АНО "Центр развития креативных индустрий". Сегодня здесь уже заработали шесть из 20 павильонов, на подходе - седьмой. Благоустроена территория, летом работал возрожденный фонтан и выставка ретроавтомобилей, проводились мастер-классы народных промыслов. Реставраторам удалось сохранить внешние фасады зданий, построенных в стиле сталинский ампир, и цветовую гамму, так что Торговый городок восстанавливается в прежнем облике середины ХХ века, - этакий "парк советского периода".

Сложность самого начала реконструкции во многом связана с тем, что у этих объектов разные собственники: как пояснил директор Центра развития креативных индустрий Устин Богачев, что-то принадлежит муниципалитету, что-то - области, есть даже объекты федеральной собственности, а некоторые находятся у частных предпринимателей. Восстановлением исторических павильонов занимаются те, кому они принадлежат. Нашлись инвесторы, готовые вложиться в реконструкцию госсобственности. Сложнее всего было убедить в необходимости приводить здания в порядок частников.

- Начали с областной собственности. Прежде всего подвели коммуникации. Муниципалитет взял на себя благоустройство. Это была большая комплексная работа. Не все частники сразу в нее включились. Но люди поняли, что деться некуда: это место будет развиваться, а их разруха выглядит в новом антураже нелепо. К тому же многие павильоны - объекты культурного наследия, и по этой линии могут возникнуть вопросы. Так что дело сдвинулось. Особая благодарность инициативным гражданам, которые приложили много усилий для этого, - рассказал Устин Богачев.

Планируется превратить Торговый городок в квартал креативных индустрий

Планируется превратить Торговый городок в квартал креативных индустрий. Здесь будут кафе и рестораны с кухней рязанского края (один уже работает и пользуется популярностью), музеи, конференц-залы и социальные сервисы - например, на территории уже действуют МФЦ и филиал Библиотеки имени Горького. Теперь вот открылась "Резиденция традиций", где представлены скопинская керамика и тончайшая вышивка - кадомский вениз, шиловская лоза и михайловское кружево. Вообще Торговый городок - просто находка для народных промыслов, ведь теперь и у крупных фабрик, и у одиночных мастеров в областной столице появилась постоянная точка реализации продукции. По просьбам жителей сохранятся в Торговом городке и обычные магазины. Хоть символом этого креативного пространства выбран очень милый гусь, фермерских ярмарок проводить там пока не планируется, да и карпов из фонтана, как в 1950-е годы, еще не вылавливали. Но так это пока - перспективное пространство только в самом начале развития.

В следующем году, по словам Устина Богачева, заработают все павильоны. Интерес к новому креативному городскому пространству есть и у рязанцев, и, как показало минувшее лето, у гостей. Торговый городок располагается рядом с Лесопарком, где останавливаются круизные теплоходы, так что для таких туристов Торговый городок - первый объект посещения в Рязани. Вообще же эта локация внесена во все туристические маршруты как рекомендуемая к посещению.

- Торговый городок преображается снаружи и наполняется жизнью. Все лето и осень он был площадкой для отдыха, выставок и фестивалей. Насыщенная программа планируется и к новогодним праздникам. Также в декабре откроем павильон с чайной комнатой и музеем чая и филиал музея истории молодежного движения, - рассказал Устин Богачев.