Как решить проблему нехватки очистных сооружений

Еще со времен древнеримской Cloaca Maxima катастрофическая нехватка очистных сооружений была головной болью почти во всех странах. Централизованное строительство таких комплексов началось в Британии, затем в США. Сейчас технологии очистки продвинулись настолько, что из сточных вод можно удалять практически 100 процентов загрязняющих веществ. Но есть проблема: это очень дорого.

За некоторыми исключениями, потребители во всем мире платят за воду меньше ее стоимости. Вода рассматривается скорее как право, чем как товар. Средняя плата покрывает лишь треть стоимости поставки ресурса. Обычно дефицит восполняется за счет государственных субсидий или снижения инвестиций в инфраструктуру. Однако искусственно заниженные цены на воду вызывают особые сложности в развивающихся странах. Там, где вода водопроводная, у потребителей мало стимулов ее экономить.

Существует два способа решить проблему: частное партнерство и государственное финансирование. Какой же выбрать? Ведь содержание очистных сооружений возложено на муниципалитеты, которые не справятся с привлечением таких крупных инвестиций. Местные органы власти - например, в Бразилии, Аргентине, на Филиппинах - предоставляли частным фирмам концессии на воду и эксплуатацию сетей. Это неоднократно приводило к значительному повышению эффективности в течение нескольких лет и обеспечивало капитал, необходимый для подключения новых клиентов. Но местные органы власти должны были пообещать частным инвесторам резкое увеличение цены на услуги, что создает социальные риски. Тем более что руководители городов меняются, велик риск, что новые кадры получат от предшественников целый комплекс неурегулированных вопросов.

Конечно, есть и примеры успеха муниципалитетов - например, бразильская кондоминиальная система. Но здесь основной фактор - опора на чувство общности людей. Обеспечить его непросто. Таким образом, сфера водоснабжения и канализации пока является бизнесом с небольшой доходностью, и, возможно, только Франция и Англия сумели перевести ее полностью в частные руки.

Для России наиболее очевидным решением на первом этапе представляется создание отдельной федеральной целевой программы с очень точным и качественным технико-экономическим обоснованием мероприятий по каждому территориальному образованию. Опыт успешной реализации таких программ у нас есть, и немалый. Пример - модернизация транспортной системы. Но некоей унифицированной проектной модели быть не должно. Потому что наиболее распространенной мировой ошибкой является инвестирование в чрезвычайно дорогие очистные сооружения для сточных вод при наличии более дешевых альтернатив. Одновременно нужно продумать систему стимулов для пользователей и усилить контроль над тем, как муниципалитеты подходят к отводу земель и выдаче разрешений на строительство - как жилья, так и промышленных объектов. Хаотичное и неграмотное развитие территорий, основанное только на интересах банков-кредиторов и девелоперов, влечет за собой неравномерное распределение стоков. А это приводит к нарушению модели работы очистных сооружений, заложенной при проектировании на уровне района, города или конкретной индустриальной зоны.