Новый во всех смыслах транспорт для Курска, как и автобусный парк, окрашен в жизнеутверждающий зеленый цвет. На машинах - все "фишки" курской транспортной реформы: и электронные табло с указанием маршрута, и массивные валидаторы, и слоган "Нам по пути!" на боку машины.
Водители сравнивают электробус с космическим кораблем: яркая приборная панель располагает. Пассажиры замечают другое: температура в салоне зачастую комфортная - так реагирует на изменения погоды система климат-контроля. Активным пользователям гаджетов нравятся USB-зарядки. Мало кто знает, что в электробусе есть и видеонаблюдение, так что важно не нарушать этикет в транспорте, а также система автоподсчета пассажиров.
Электробусы пустили по отдельному магистральному маршруту: от Московской площади до онкологического центра. Он проходит по оживленным улицам столицы региона и уже в первые дни, по словам самих курян, здорово разгрузил имеющиеся автобусы. И пока пассажиры радуются новшествам, эксперты транспортной отрасли и чиновники говорят о том, что для электробусов пришлось создавать свою инфраструктуру и работа эта будет продолжена. Так, из трех зарядных станций две - ультрабыстрые: чтобы электробусы пополнили батареи на конечной остановке "Онкологический центр", там пришлось построить для этого специальную остановочно-разворотную площадку. Еще одна зарядная станция - в депо. Там одновременно могут подпитаться шесть машин.
В правительстве региона отметили, что поступившие электробусы - только начало масштабных поставок экологически чистых машин в регион. На оперативном совещании глава региона Роман Старовойт анонсировал поставки еще десятков электробусов.
- Курск вошел в десятку городов, которым предоставлена поддержка из федерального бюджета на приобретение электробусов и зарядной инфраструктуры. Это говорит о значительном внимании к нам со стороны федерального центра. В будущем году поступят еще 50, - отметил он. - По сути, это бесплатно для бюджета региона. Курская область по формуле оплачивает лишь один процент стоимости. Программа реализуется по поручению президента правительством России. Надеемся, опыт Курской области будет дальше масштабироваться на всю страну, потому что мы видим эффективность этой работы.
Впрочем, транспортная реформа далеко не завершена. Роман Старовойт отметил, что с 1 января будущего года начнется еще один ее этап, который коснется автобусных перевозок. В столице региона вместительные зеленые автобусы выйдут еще на несколько маршрутов, которые пока обслуживают частные предприниматели, используя для этого традиционные ПАЗы. Так вот, перевозить курян и гостей города этим машинам осталось совсем недолго. Кроме того, все с нетерпением ждут запуска первого обновленного трамвайного маршрута.
В день, когда на курские улицы вышел первый электробус, в регионе работал первый заместитель министра транспорта РФ Андрей Костюк.
- В ходе встречи обсудили промежуточные итоги развития общественного транспорта в регионе, создание многофункциональных зон дорожного сервиса, наметили планы совместной работы на будущий год. Отдельное внимание уделили реализации на территории Курской области мероприятий национального проекта "Безопасные качественные дороги" и обновлению общественного транспорта в ряде районных центров региона и на межмуниципальных маршрутах, - рассказал о встрече Роман Старовойт, но важный акцент сделал как раз на модернизации трамвайной инфраструктуры.
Он назвал первый квартал будущего года важной вехой процесса обновления транспорта, ведь именно на это время запланирован запуск первого обновленного трамвайного маршрута - от депо до остановки "Хлебозавод".
- В ближайшие две недели продолжится поставка новых трамваев, - отметил глава области.
Пока в Курске только четыре вагона "Львенка", до Нового года появится еще столько же, а следующая поставка будет в разы объемнее - 14 трамваев.
Сейчас в Курске уверенными темпами идут демонтаж старых трамвайных путей и укладка новых. Местные жители, наблюдая за процессом, отмечают, что инфраструктура меняется буквально на глазах. Цифры статистики - тому подтверждение: в городе демонтировано около 20 километров трамвайных путей, а уложено новых свыше семи километров.
Будущий год должен стать итоговым для реформы: концессионное соглашение на модернизацию инфраструктуры для трамваев завершится обновлением восьми тяговых подстанций, 95 остановочных комплексов, почти 43 километров трамвайных путей и закупкой 22 вагонов. Финал ожидает и модернизация автобусного и электробусного сообщения в самом Курске. При этом эксперты уже анонсировали расширение границ реформы транспорта на Курскую агломерацию в целом.
А как у соседей
В Липецкой области, где также заключено концессионное соглашение о модернизации трамвайной инфраструктуры и ожидается поставка электробусов, процесс тоже идет оперативно. Здесь электробусы выйдут на два маршрута: первый свяжет опытную станцию, кольцо трубного завода, улицы Космонавтов и Вермишева, второй - микрорайон Елецкий, проспект 60-летия СССР, улицу Катукова и новые микрорайоны в юго-западной части города. Электробусные перевозки запустят в городе в будущем году, при этом предполагается, что их маршруты будут выстроены таким образом, чтобы липчанам и гостям города было удобно пересаживаться на новые трамваи и в принципе менять виды транспорта на пути по областному центру.