Газетным киоскам вообще приходится непросто в эпоху бурного развития электронных СМИ, когда все больше людей предпочитают узнавать новости с гаджетов, а не читать их на бумаге. И такая тенденция наблюдается во многих странах мира. Как такие торговые точки борются за свое существование в новых реалиях, выяснили собкоры "РГ".
На Апеннинах, например, газетные киоски по сей день являются, как модно говорить, культурной точкой притяжения и распространения информации, а также ключевым компонентом городской жизни. Тем не менее в последние годы их количество стремительно сокращается. В Италии в настоящее время действует около 12 тысяч газетных киосков, при этом в 2022 году закрылась 441 точка (3,5 процента). А в 2021 году ставни опустили 844 киоска (6,5 процента).
Согласно исследованию, проведенному национальным союзом независимых газетных киосков Snag совместно с ассоциацией Confcommercio и в сотрудничестве с Format Research, в 25 процентах итальянских муниципалитетов уже нет ни одного работающего киоска. По мнению локальных властей, это наносит серьезный социальный ущерб, ставя под сомнение их роль информационного канала. В Италии доля пожилого населения составляет 25 процентов, преобладающее число которых предпочитают узнавать последние новости из печатных изданий. В документе также говорится, что более трети итальянцев заходят в газетный киоск каждую неделю, из них у большинства есть надежные точки продаж (82 процента), до которых легко добраться (89 процентов). Средний чек покупки составляет в среднем около 10 евро.
Общая тенденция во Франции - постепенное, но устойчивое сокращение мест, где можно купить газету или журнал. За последние 10 лет их стало на 27 процентов меньше. Всего же таких точек в стране на сегодняшний день насчитывается около 21 тысячи. Правда, далеко не все - классические журнально-газетные киоски. Львиная доля приходится на так называемые магазины прессы и дома прессы. Первые, как правило, занимают торговую площадь в пределах 50-60 квадратных метров, вторые - около 100 и более. Их особенность заключается в том, что помимо бумажной прессы, предлагают довольно широкой набор продуктов и услуг. Там можно приобрести, к примеру, сигареты, книги, канцелярские товары, билеты разнообразнейших местных и европейских лотерей. Конечно, и газеты. Но покупателей на них в разы меньше, чем прежде. Главная причина - переход периодической прессы на интернет-версии, кстати, все больше платные, по подписке. Другая - расценки. К примеру, за номер газет Le Figaro или Le Monde придется заплатить 3,40 евро (около 350 рублей). Для многих французов это дороговато (стоимость вполне приличного красного вина).
Традиционных киосков в стране осталось совсем немного - 520, и они в основном расположены в крупных городах, в первую очередь в Париже - там их 360 штук. Зато во французской столице киоски находятся на особом положении. Ведь именно здесь в 1857 году они впервые появились на Больших бульварах по инициативе тогдашнего префекта барона Османа, став вместе с Эйфелевой башней отличительными символами Парижа. Помимо того, что их владельцы получают дотации от городских властей, им разрешено с некоторых пор также выставлять на свои прилавки сувениры, безалкогольные напитки, конфеты, жевательную резинку, зонтики и многое другое. Все это им позволяет держаться на плаву.
Правда, в других городах ситуация иная. Так в Марселе почти половина тамошних киосков закрылись, и многие из них были перекуплены и полностью перепрофилированы. В одном из них теперь продают только цветы, в другом - суши, в третьем - кофе навынос.
Исследования показывают, что киоски с печатной продукцией (banca de jornal) пока еще довольно распространены в крупных городах Бразилии. Однако в Сан-Паулу, считающемся неофициальной финансовой столицей страны, число газетных киосков за последние 10 лет сократилось с 3178 до 2300. Особенно сильным ударом для индустрии стала пандемия коронавируса, когда только за первые полгода карантина закрылись 260 торговых точек.
Еще более удручающая картина складывается в небольших населенных пунктах, где закрытые из-за нерентабельности киоски быстро прибираются к рукам местными наркоманами, бездомными и прочими маргиналами. Как результат - увеличивающийся уровень преступности из-за растущего числа таких "точек притяжения" на городских картах.
Падение продаж печатной продукции привлекло внимание бразильских чиновников еще в 2013 году. К примеру, мэрия Сан-Паулу приняла закон о расширении списка продаваемой в газетных киосках продукции. С того момента владельцам было разрешено продавать напитки и еду, канцелярские товары, средства гигиены, сим-карты, небольшие электронные предметы (батарейки, наушники, зарядные устройства). Возле многочисленных пляжей и вовсе можно купить солнцезащитные очки, кепку или полотенце. Но для того чтобы особо алчные бизнесмены не превратили киоски в небольшие продуктовые магазины, законодатели прописали и ограничительные меры - не менее 75% площади торговой точки должны быть заняты печатной продукцией.
Изменения пошли на пользу и позволили увеличить доходы оставшихся газетных киосков. Владельцы примерно половины торговых точек отмечают, что на газеты и журналы приходится около 40% выручки, все остальное - небольшие бытовые покупки местных жителей.
В Стране восходящего солнца классические киоски чаще можно встретить на железнодорожных станциях. Там пассажиры заодно закупаются напитками и провизией, прежде чем отправиться в путешествие по стране.
А вот свежий выпуск газеты на Японском архипелаге всегда можно найти в магазинах шаговой доступности "комбини". И это несмотря на то, что в таких торговых точках главным образом продаются совсем другие вещи: продукты питания, готовые наборы еды навынос, сигареты, зажигалки, напитки, майки, носки, салфетки, элементарные средства гигиены, зонты и еще много всего, что может понадобиться человеку прямо здесь и сейчас.
Но каждый японец точно знает, что в этих "комбини" всегда есть уголок, где представлен широкий ассортимент местных газет - от солидных центральных изданий до бульварной прессы. Японцы любят читать новости в бумаге. Поэтому и сегодня это государство является одним из мировых лидеров по тиражам периодической продукции.
Именно на Японских островах ловишь себя на мысли, что газеты никогда не уйдут в прошлое. Настолько они востребованы местными гражданами. Ведущие печатные СМИ имеют высокие доходы, их редакции располагаются в модных зданиях на территории фешенебельных районов, а работать в штате таких газет - большая честь для пишущей братии.
Кстати, в Японии и подписка на газеты дышит полной грудью, не отмерла. Каждое утро курьеры в форменной одежде на своих старомодных мопедах фирмы Honda развозят по домам свежие выпуски газет. Они повторяют свой маршрут аккурат до окончания рабочего дня, чтобы опустить в почтовые ящики своих клиентов "вечерку". Это уже для политических гурманов, которые следят за всеми подробностями. Кстати, подписные пункты в крупных японских мегаполисах можно без труда найти на каждом шагу.