Казань - уникальный город. Он расположен на слиянии двух рек, Казанки и Волги. Но столица Татарстана почти не пользуется своим водным потенциалом. Во времена СССР маломерное судоходство активно развивалось, лодки порой заменяли автомобили. К 1989 году в городе произвели более 200 тысяч таких средств передвижения. Однако после распада Советского Союза вся эта инфраструктура стремительно пришла в уныние. Сегодня жители столицы региона завидуют той же Самаре, где речной транспорт движется с более высокой скоростью.
- Хотя туристический потенциал для водного туризма поистине уникальный, - говорит главный архитектор столицы Ильсияр Тухватуллина. - Город стоит на Великом волжском пути - важнейшей трансконтинентальной артерии, которая и в наши дни остается таковой. В радиусе 100 километров - четыре объекта, охраняемых ЮНЕСКО: это Казанский кремль, историко-археологический комплекс "Болгар", город-остров Свияжск и астрономическая обсерватория федерального университета. Куйбышевское водохранилище считается третьим по величине в мире, когда движешься по водной глади - местами и берегов-то не видно.
Так что вопрос развития в Казани речной инфраструктуры стоял давно. Правда, сейчас городу не хватает не только стоянок для лодок - нет места, где яхты могли бы перезимовать. При этом ежегодный прирост маломерных судов оценивается примерно в 20 процентов.
- Мы задумывались о подвижках в этом вопросе еще лет 10 назад, - признается мэр города Ильсур Метшин. - Но любое благоустройство всегда связано с большими ресурсами, прежде всего финансовыми. Соглашусь, мы долго запрягали, но это тот случай, где просчетов быть не должно. Лучше семь раз отмерить, а потом принимать решение. В результате работы появился мастер-план, на реализацию которого мы будем искать инвесторов. И это уже совсем другой уровень комфорта.
Уже в ближайшее время в Казани должны появиться двенадцать городских марин, включая большой яхт-клуб и шесть гостевых стоянок. Летние лодочные причалы сформируют из плавучих понтонов для разных судов - длиной от 8 до 12 метров. Емкость таких плавучих пристаней составит от 5 до 100 мест.
Проектом предусмотрено создание сети гостевых стоянок с поминутной оплатой наподобие парковок для автомобилей. Располагаться они будут в центральной части города. Зеленые стоянки рассчитаны в первую очередь на пользователей байдарок, каяков, небольших лодок. Такие точки появятся в пяти локациях реки Казанки: у трассы М7, в поселках Щербаково, Большие Дербышки, Борисоглебское и Савиновский парк.
Для зимнего хранения и технического обслуживания судов в проекте предусмотрено создание судостроительного кластера. Станции хранения и технического обслуживания организуют у Победилова. Там же возможно размещение производства лодок различного класса.
Яхт-клуб "Локомотив" останется на прежнем месте, однако количество речных парковок там увеличится до 450. Всего же в Казани должно появиться 1450 новых современных швартовочных мест. Все это может сделать столицу Татарстана поволжским центром водного туризма. А это не только дополнительные доходы для города, но еще и новые рабочие места.
Десять лет назад мало кто верил, что Казань станет одним из ведущих туристических магнитов страны наряду с курортами Краснодарского края и здравницами Кавказа, а поток гостей увеличится больше чем в два раза. Только за девять месяцев этого года город посетили более трех миллионов человек. Тогда как за весь 2013-й их было около полутора миллионов.
Работа с инвесторами уже началась. В администрации города говорят, что не ограничивают себя временными рамками. Есть точки взаимодействия с бизнесом, общее понимание, что и где должно появиться. Осталось договориться о деталях. По такому же принципу, к слову, разыгрываются места для точек уличного фастфуда в парках и скверах Казани. Город предоставляет места, а предприниматели сами смотрят, стоит им вкладываться в развитие питания в той или иной локации. Только в случае с рекой - масштабы совсем другие.