Член Ассоциации юристов России, председатель Союза юристов-блогеров Елена Гринь рекомендовала всем пользователям соцсетей изучить специальные рекомендации Роскомнадзора по размещению идентификатора рекламы.
Согласно закону, участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать данные о ее размещениях в Роскомнадзор. С 1 сентября этого года введены штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы и непредоставление сведений: от 10 тысяч до 100 тысяч рублей для физических лиц. В свою очередь, юридическиим лицам грозят штрафы от 200 тысяч до 500 тысяч рублей.
"Новые требования, связанные с маркировкой рекламы, распространяются на всю рекламу, размещаемую в сети Интернет, - говорит Елена Гринь - К ответственности за нарушение новых правил могут быть привлечены не только предприниматели, блогеры, но и обычные физические лица, то есть все, кто размещает рекламу в интернете, не соблюдая требования. Более того, в рамках возникшей судебной практики субъектом правонарушения выступают физические лица - владельцы пабликов в социальных сетях".
Система наказаний уже работает. Вот свежий пример: недавно Роскомнадзор оштрафовал женщину-автоблогера, ведующую канал в "Телеграм". За три непромаркированные публикации она заплатит триста тысяч рублей. Причем, как рассказала сама блогер, сигнал чиновникам пришел от бдительного гражданина. То есть блогеры должны понимать: они на виду. Причем следит за ними отнюдь не "большой брат", а, скорее, большой читатель.
По словам специалистов, блогеры обязаны присваивать каждому рекламному материалу специальный идентификатор - токен. "Маркировка рекламы включает в себя пометку "Реклама", сведения о рекламодателе либо указание на сайт, где такие сведения содержатся, и рекламный идентификатор - токен, - рассказывает Елена Гринь. - Указанные данные необходимо разместить на рекламном креативе в соответствии с правилами в зависимости от вида креатива. Так, к примеру, в рекламном тексте маркировка размещается в начале текста (хотя Роскомнадзор в своих разъяснениях допускает и в конце), в случае, если реклама публикуется в виде изображения, - поверх изображения".
По ее словам, если имеет место репост рекламного креатива, то он подлежит маркировке.
"Даже если изначальный рекламный пост промаркирован, в случае репоста потребуется получить новый токен", - говорит Елена Гринь.
Как указывает Роскомнадзор в своих рекомендациях, соответствующая маркировка должна появляться в сторис, прямых трансляциях, подкастах и т.д.
Например, в "Телеграм" есть возможность записывать короткие видео в кружках. Как отмечает Роскомнадзор, разместить маркировку поверх видео платформа не позволяет. Поэтому рекомендуется размещать идентификатор рекламы текстом в формате "erid: xxxx" в следующем за кружком сообщении или ответом на кружок с видео, чтобы сохранить связность сообщений.
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия сообщили о возбуждении дела за отсутствие маркировки рекламы в отношении местного медцентра.
"В Мордовское УФАС России поступило обращение гражданина с жалобой на распространяемую в Интернете рекламу медицинских услуг по лечению варикоза. Реклама опубликована в одном из пабликов социальной сети "ВКонтакте", - рассказали в ведомстве. - В рекламной записи отсутствует пометка "реклама", а предупреждающая надпись о наличии противопоказаний по применению медицинских услуг выполнена размером менее чем пять процентов рекламной площади".
Хорошая новость: если вы продаете свой старенький диван или ищете нового хозяина своему пылесосу, можете смело размещать объявления на своих страничках. Или на специализированных площадках.
"Информация о собственных товарах или услугах, размещенная в собственных социальных сетях, рекламой не является, - поясняет Елена Гринь. - Даже если вы осуществляете предпринимательскую деятельность, сведения о товаре в соцсетях или на сайте - не реклама, а информирование о деятельности, товарах, услугах. Маркировка в данном случае не требуется".
Также не потребуется маркировка при размещении объявлений: в личных соцсетях или на сайтах таких, как "Авито". Репост объявления о продаже также, по общему правилу, не является рекламой, однако необходимо анализировать каждый креатив в отдельности, чтобы не допустить злоупотреблений".
Как отметил адвокат Владимир Шалаев, рекомендации Роскомнадзора помогут всем участникам правоотношений понять, как размещать рекламу и не попасть на штрафы.
"Памятка хорошая", - подчеркнул он.