Эксперты отмечают, что Калининградская область идеально подходит для модельного проекта по развитию электромобильности. Главный плюс - в ее компактности. Максимальная протяженность с востока на запад составляет 205 километров, что делает передвижение на электромобиле максимально комфортным. Для преодоления этого расстояния достаточно одной зарядки аккумулятора.
Есть здесь и собственная производственная база: на одном из производств будут собирать электрокары как для коммерции, так и для массового потребителя. В то время как на востоке области с 2025 года начнут выпускать литий-ионные аккумуляторы. Последние являются "сердцем" всех электромобилей, поэтому локализация такого производства внутри страны крайне важна и позволяет не зависеть от импортных поставок.
- Почему нужны свои комплектующие? Дело в том, что 40-60 процентов от цены на электромобиль приходится на аккумуляторную батарею. Однако без поддержки государства реализовать в полной мере программу перехода на электротранспорт нельзя, - прокомментировал президент калининградского завода-производителя Денис Пак. - Здесь важно скорректировать и увеличить объем производственных инвестиций. Их основная часть должна пойти на развитие уникальной компонентной базы, которая сможет закрыть потребности не только конкретного предприятия, но и отечественной отрасли в целом. Речь идет о самых современных электродвигателях, редукторах, силовой электронике, бортовых зарядных устройствах и многом другом. Сейчас таких компетенций в России в нужном объеме и на необходимом технологическом уровне нет.
Равно как нет и необходимой электрозарядной инфраструктуры. Пока же Калининградская область не может тягаться со столичными регионами по количеству зарядных станций и "перехватывающих" парковок как в городской черте, так и за ее пределами.
Последние маркетинговые исследования показали, что около 50 процентов россиян готовы пересесть на электромобили. Тормозят принятие этого решения трудности с "заправкой" и обслуживанием таких авто. Только возможность заряжать их дома, на работе или городской парковке с комфортом и без очередей обеспечит взрывной рост потребления.
- Речь идет о создании электрозарядных хабов, расширении сети зарядных станций, замене общественного транспорта. Калининградская область в этом смысле может стать модельной. Такой опыт будет полезным примером для других субъектов страны, - рассказал "РГ" директор дивизиона "Экология" АСИ Максим Евдокимов. - Сегодня многие компании хотят участвовать в развитии инфраструктуры для электромобилей, но сталкиваются с определенными барьерами, в том числе бюрократическими. Вместе с властями мы должны помочь их снять и сформировать пользовательские пути для предпринимателей.
К слову, о пользовательских путях. Главной рекламой электромобилей, убеждены в правительстве Калининградской области, станут агрегаторы такси и службы каршеринга. Власти Калининградской области уже ведут переговоры с тремя компаниями. Для них обещают построить специальные стоянки и передвижные заправочные станции. По логике властей именно электромоторные такси станут главной "витриной" пилотного проекта по развитию электромобильности.
- У нас на территории пока не так много электрокаров - чуть больше 300 машин. Если говорить о зарядных станциях, то их количество составляет 26 штук на весь регион. До конца этого года мы запустим еще шесть таких объектов. Всего к 2030-му их количество возрастет до 150, - подчеркнул заместитель председателя регионального правительства Александр Рольбинов.
При этом емкость рынка Калининградской области оценивают примерно в 20 тысяч электромобилей. Цифра эта приблизительная и зависит от множества факторов. Однако пока при составлении дорожной карты решили опираться на эти значения.
Региональный бизнес уже постепенно включается в проект и устанавливает зарядные станции для машин сотрудников на территории производств. При этом стоимость такой заправки зачастую льготная - около семи-десяти рублей за киловатт-час при средних расценках по стране в 10-15 рублей. Организации обслуживают такие станции самостоятельно. Некоторые и вовсе включают зарядку в соцпакет для работников.
Если с бизнесом все более-менее ясно, то вопрос установки зарядной инфраструктуры во дворах жилых домов по-прежнему остается открытым. Сегодня без участия застройщика жителям слишком сложно и дорого делать это самостоятельно. Власти и производители уже работают над новой процедурой, которая позволит быстро подать заявку на монтаж зарядной станции. Не исключено, что проходить они будут через фонд капремонта. По такой системе "заправить" автомобиль можно в ночное время, чтобы не перегружать сети. Утром станция автоматически отключится.
При этом эксперты сходятся во мнении, что приоритет следует отдавать медленным, а не быстрым зарядкам. Последние сильно "сажают" литий-ионный аккумулятор и сокращают срок его службы. Поэтому куда важнее увеличивать запас хода электрокаров. Решить эту головоломку предстоит производителям.
Власти региона совместно с бизнесом обратились через агентство стратегических инициатив в федеральный центр с просьбой включить Калининградскую область в государственную программу по развитию электротранспорта. На сегодняшний день ее участниками являются десять регионов страны, однако российский эксклав в перечень пока не вошел.
300 тысяч рублей стоит в среднем установка зарядной станции во дворе жилого дома.