С первых же аккордов оперы публика получает режиссерские предписания. Во-первых, "жить нужно так, чтобы депрессия была у других"; во-вторых, "будь собой - все остальные роли заняты"; в-третьих, "не ждите чуда - чудите сами". На практике не все бойкие установки оказались выполнимы.
Сюжет "Любовного напитка", сороковой (из шестидесяти восьми) оперы Гаэтано Доницетти, написанной им за пару недель в 1831 году на либретто Феличе Романи по мотивам французского либретто Эжена Скриба, абсолютно незамысловат, его спасает только музыка - чистейший образец бельканто, основанного на прекрасном пении.
Первое представление "Напитка" состоялась весной 1832 года в миланском театре "Каноббиана". И с тех пор эта опера не сходит с афиш по всему миру: Адина находит свою любовь в объятьях Неморино; ее неудачливый ухажер - сержант Белькоре не унывает- на свете много и других женщин; а лекарь-пройдоха Дулькамара продолжает делать бизнес на своем "чудодейственном" эликсире, утверждая, что именно он принес в итоге всем счастье. И будто в продолжение темы, в буклете к спектаклю приведено реальное барное меню из семи любовных, но безалкогольных напитков.
В Екатеринбурге приготовили "Любовный напиток" третий раз за историю театра - раньше он появлялся в 1972 и 1996 годах. Основной же принцип нынешней уральской постановки этой оперы, созданной по канонам комедии del arte, совсем не юмор, а задача, чтобы все непрерывно двигалось и мелькало. Действие происходит в итальянской деревне в условные 1950-е годы прошлого века в двух локациях: на фоне ржаного поля и на крыше дома (художник Екатерина Агений) в окружении непонятных людей в полосатых купальниках с надувными кругами, нарукавниками и прочими пестрыми плавательно-спасательными средствами, будто спасающимися от мнимого наводнения. Вообще в спектакле задействовано очень много миманса (хора), миссия которого неочевидна и необязательна. Смыслово и визуально он оставляет впечатление каталога цитат из других, хорошо известных постановок, в основном из числа "Любовного напитка" или "Сельской чести". Ему критически не хватает индивидуальности, отсутствие которой не скрывают даже тотальная яркость, всеобщее веселье и знойное итальянское солнце, нарисованное на картоне.
Адина сопрано Ольги Семенищевой получилась хваткая, волевая, выбирающая мужчину с потенциалом. В любовных сценах вместо нежности и романтики доминируют напор и натиск. При этом виртуозные белькантовые пассажи в пении еще явно требуют детальной технической огранки. На таком фоне Белькоре баритона Максима Шлыкова производит комическое, но абсолютно бесхарактерное впечатление. Прохиндей Дулькамара у бас-баритона Олега Бударацкого немного перебирает с комикованием и часто прибегает к характерной мелодекламации.
Партию влюбленного деревенского парня, непутевого и наивного Неморино, Ильдар Рахимов, обладающий мягким и полетным голосом, воплотил трогательно и чуть нервно. И кульминацией режиссер предсказуемо делает знаменитый романс-хит Una furtiva lagrima ("Слеза украдкой..."), который прозвучал красиво и трепетно, хотя с точки зрения актуальных представлений о стиле бельканто его звук кажется слишком крупным, а интонация чуть приблизительной. Быть может, поэтому премьера обошлась без ставшим уже традиционным сегодня бисированием этой арии.
Главное достоинство этой премьеры - работа оркестра под управлением Константина Чудовского, который ведет спектакль точно, но не громко. Искрящаяся и переливающаяся, ритмичная и оптимистичная, пронизанная красивейшими мгновенно запоминающимися мелодиями музыка великого Доницетти звучит полнокровно, достигая практически идеального взаимодействия оркестра и солистов.
Но уже сейчас "Любовный напиток" способен синтезировать в зале радость и хорошее настроение, предлагая всем мечтателям в финале подняться по лестнице в небо...