Ключевым элементом предстоящего на саммите обсуждения станет вопрос об отношениях с Украиной, причем в двух измерениях. С одной стороны, европейские столицы должны определиться, сколько денег выделить Киеву и выделять ли их вообще. С другой, Евросоюзу предстоит решить, как быть с политикой расширения и стоит ли присоединять к союзу Украину, Грузию, Молдавию и страны Западных Балкан. Киев рассчитывает получить от стран Старого Света 50 миллиардов евро. Еврочиновники постоянно бравирую фразами, мол, "будем поддерживать Украину столько, сколько потребуется". Но против такого подхода выступает Венгрия. Будапешт в принципе блокирует принятие европейского бюджета, где будут прописаны финансы для Киева, вынуждая чиновников в Брюсселе искать различные схемы с использованием внебюджетных средств ЕС. Не только венгры выступают против накачивания Украины деньгами. Европейские СМИ отмечают, что в брюссельских кабинетах Украину все чаще "за кадром" называют черной дырой, поглощающей средства, столь нужные самим европейским странам. Впрочем, по вопросу о выделении финансов Киеву у руководства ЕС еще остается шанс договориться с Венгрией. В этом случае Брюссель все же будет вынужден наступить себе на горло и все-таки выделить Будапешту 10 миллиардов евро помощи, которая ранее была заморожена из-за "недостаточной демократичности" правительства Виктора Орбана.
Но даже если по деньгам для Киева с Орбаном путем угроз, шантажа, лести или обещаний, видимо, все-таки удастся договориться, то в отношении принятия Украины в ЕС венгерский лидер остается непреклонным. Для него это "красная линия". С ним, кстати, согласны и многие другие европейские лидеры, которые понимают, что делать частью союза полуразрушенную, насквозь коррумпированную страну - верх недальновидности. Несмотря на это, еврочиновники продолжают всячески убеждать лидеров стран ЕС, что за расширением - будущее. Французский президент Эмманюэль Макрон спрогнозировал, что на саммите всех ждут "трудные дискуссии, которые станут определяющими". Интересно, что речь идет даже не о вступлении, а лишь о политическом решении о начале переговоров с Украиной.
Кроме украинской тематики на саммите обсудят и более насущные для ЕС проблемы. В первую очередь - принятие бюджета на семь ближайших лет. В главном финансовом документе столько подводных камней, что почти по каждой статье расходов европейские столицы готовы спорить до хрипоты. Южные страны требуют больше денег, северные выступают за экономию.
Не смогут в Брюсселе обойти и другой болезненный вопрос - миграцию. Миграционная политика - это то яблоко раздора, которое приводит даже к закрытию границ между странами единой Европы. А сейчас Брюссель всерьез надеется принять в шенгенскую зону Румынию и Болгарию. Так что снижения противоречий на саммите ожидать не стоит.
Включен в повестку дня и вопрос палестино-израильского конфликта. Лидеры европейских стран находятся под серьезным прессингом своего населения, призывающего сделать все для прекращения огня в Газе. Но руки у европейцев связаны, слишком уж сильно зависит Европа от настроений Вашингтона. Глава европейской дипломатии Жозеп Боррель на открытии саммита признал, что "общей позиции ЕС по данному вопросу не существует".
А еще на саммите должны найти время, чтобы обсудить очередной, уже 12-й пакет антироссийских санкций. Хотя это досье уже не столь актуально - все признают, что санкции просто не работают. Но и здесь легкого решения ждать не стоит. По данным издания Politico, Австрия заблокирует новый пакет рестрикций, пока не проведет некие "внутренние проверки по юридическим аспектам".
То, что лидерам стран ЕС будет непросто прийти к общему знаменателю, видят все. Саммит начался с задержки: официальное начало пришлось перенести из-за встречи председателя Европейского совета Шарля Мишеля, президента Франции Эмманюэля Макрона, канцлера Германии Олафа Шольца с венгерским премьером Виктором Орбаном. "Ломать" несговорчивого венгра решили за закрытыми дверями, опасаясь публичного скандала. Еще перед началом саммита многие наблюдатели отмечали, что двух дней, отпущенных на встречу, может не хватить. Многие вспоминают саммит 2020 года, который продлился четыре дня, а работа на нем продолжалась практически круглосуточно. Тогда европейцы никак не могли согласовать общий бюджет. Сейчас же помимо бюджета перед европейским столицами стоят и другие, не менее важные проблемы, подходы к которым у 27 стран зачастую диаметрально противоположные. В Брюсселе говорят о том, что если лидеры стран ЕС не договорятся по ключевым вопросам, это разрушит имидж объединенной Европы и "нанесет удар по геополитическим амбициям союза".