Сразу условимся: новогоднее кино - кино условное. Здесь, как за новогодним столом, все должно быть искристое, как шампанское, и утешительное, как салат оливье. Поэтому фильм "Новогодний шеф" будем обсуждать с радостной снисходительностью тостующего.
Олеся воспитывает чудную девочку. Она и сама чудесная: красивая, певучая, пробуждается под зов будильника "Проснись и пой". Мастерица печь вкусные трубочки для своей фирмы "Чудо-кухня", мама не нарадуется. Но трубочки - единственный источник дохода, на них не заработаешь: бескорыстная Олеся распространяет их по себестоимости. Как они живут в двухэтажной вилле на бабушкину пенсию, не спрашиваю: за новогодним столом это бестактно, неуместно.
Людей по планете водит, как известно, судьба. Вот и Виктор с Олесей (Павел Прилучный и Зоя Бербер) чуть не поцеловались машинами, после чего Олеся пригласила Виктора отобедать, поразив его кулинарными талантами. Так как Виктор - ресторатор без кредитов, то дальнейший ход событий предопределен: он как хозяин ресторана сильно задолжал персоналу, иностранные повара в канун новогодья почему-то откажутся работать без зарплаты, и для импортозамещения Виктор попросит побыть шеф-поваром Олесю. А ее подручными будут официанты Рома и Даша, посудомойщик Ларик и уборщица Зина. Как они за считаные минуты до праздничного ужина сориентируются и научатся делать на ростбифах красивые розочки, как впятером на аврале приготовят десятки изысканных блюд, успевая при этом рассказать друг другу, как родители познакомились, - об этом тоже не спрашиваю: неуместно.
За новогодними столиками кипят людские судьбы: кто-то хочет жениться, надеясь уговорить строптивую мать, кто-то на грани развода, и новогодний бокал должен все устаканить. Влюбленная друг в друга пожилая пара (Ольга Волкова и Аристарх Ливанов) внесет в празднество трагическую ноту: прекрасной женщине остался год жизни... По законам жанра мы знаем: все ищущие в этот вечер найдут друг друга, все нити сплетутся в крепкие узы, все робкие станут решительными, все недуги окажутся недоразумением, и даже суетливый курьер (сильно комикующий Иван Кукуев), отыщет свою любовь на ближайшей карусели.
Все это будет сопровождаться вечнозелеными мелодиями нашего общего счастливого детства: "А снег идет...", "Увезу тебя я в тундру" вплоть до каватины Фигаро и "Карнавала животных". В одной из сцен Олеся споет со сцены, как в "Карнавальной ночи", предвещая не покидающее нас хорошее настроение.
Таким образом, задействованы все рецепторы, отвечающие за ностальгические воспоминания, - от слуха, ласкаемого песенками, до вкуса любимых трубочек, супов-кремов и шариков мороженого - они мгновенно повергают героев в романтическую нирвану.
Если бы не бестактные вопросы, непрошенно лезущие на ум, фильм действительно мог бы служить приятным десертом к новогоднему столу, когда люди уже наклюкались и готовы радостно изумляться любой малости, умиляться любой радости, прослезиться при любом хэппи-энде. На это, вероятно, он и рассчитан: в конце концов, и "Карнавальная ночь" остается востребованной именно в силу своей лучезарности, лишь слегка омраченной наличием неуместного в нашем здоровом обществе бюрократа Огурцова. И там тоже песенки. И та же нашедшая друг друга любовь. И простая советская девушка оказывается талантливым организатором, мгновенно соорудившим из подручных средств роскошный карнавал. Но почему же там-то не хотелось задавать неуместные вопросы?
Режиссер "Новогоднего шефа" Василий Ровенский до этого полнометражного игрового дебюта делал отличные анимационные картины: "Коты Эрмитажа", "Большое путешествие", "Полное погружение", "Два хвоста"... В прошлом году он как драматург написал сценарий новогоднего фильма "Тайный Санта" с той же Зоей Бербер и там обкатал свой рецепт милой истории, построенной на временных недоразумениях. В "Новогоднем шефе" этот рецепт универсального, всех настигающего счастья торжествует окончательно. Но стала явной принципиальная разница в построении детского мультика и игровой комедии для взрослых: если чудеса, творимые зверушками, воспринимаешь как должное, то в человеческом сообществе чудесам нужны объяснения. Какой-нибудь нарисованный братец кролик наденет поварской фартук - и он уже признанный ас кулинарных искусств, но этот трюк не проходит с живыми, реальными, но каким-то образом творящими чудеса Зоей Бербер, Юлией Сулес или Робертом Захаряном: неуместные вопросы вскипают автоматически. Эмоциональным состояниям героев хочется верить (актеры хорошие), не веришь волшебным перевоплощениям и счастливым совпадениям. Ситуациям не веришь, а это уже серьезно.
Впрочем, за новогодним столом кто будет придираться к недожаренной индейке! Может, под рюмашку слопают и так.