Почему в комедии "Новогодний шеф" не веришь волшебным перевоплощениям

Симпатичная одинокая мама, ангельское дитя, моложавая бабушка, вилла с мезонином, легкие недоразумения, песенка про огромный мир, похорошевшая Москва в новогоднем убранстве, ресторан "Красивая жизнь" - а чего вы хотели в рождественском фильме? Суровой правды непролазных дорог и неработающего водопровода?
Олеся (Зоя Бербер) - мастерица на все руки: может и умопомрачительные торты выпекать, и печальных гостей утешать.
Олеся (Зоя Бербер) - мастерица на все руки: может и умопомрачительные торты выпекать, и печальных гостей утешать. / "Наше Кино"

Сразу условимся: новогоднее кино - кино условное. Здесь, как за новогодним столом, все должно быть искристое, как шампанское, и утешительное, как салат оливье. Поэтому фильм "Новогодний шеф" будем обсуждать с радостной снисходительностью тостующего.

Олеся воспитывает чудную девочку. Она и сама чудесная: красивая, певучая, пробуждается под зов будильника "Проснись и пой". Мастерица печь вкусные трубочки для своей фирмы "Чудо-кухня", мама не нарадуется. Но трубочки - единственный источник дохода, на них не заработаешь: бескорыстная Олеся распространяет их по себестоимости. Как они живут в двухэтажной вилле на бабушкину пенсию, не спрашиваю: за новогодним столом это бестактно, неуместно.

Людей по планете водит, как известно, судьба. Вот и Виктор с Олесей (Павел Прилучный и Зоя Бербер) чуть не поцеловались машинами, после чего Олеся пригласила Виктора отобедать, поразив его кулинарными талантами. Так как Виктор - ресторатор без кредитов, то дальнейший ход событий предопределен: он как хозяин ресторана сильно задолжал персоналу, иностранные повара в канун новогодья почему-то откажутся работать без зарплаты, и для импортозамещения Виктор попросит побыть шеф-поваром Олесю. А ее подручными будут официанты Рома и Даша, посудомойщик Ларик и уборщица Зина. Как они за считаные минуты до праздничного ужина сориентируются и научатся делать на ростбифах красивые розочки, как впятером на аврале приготовят десятки изысканных блюд, успевая при этом рассказать друг другу, как родители познакомились, - об этом тоже не спрашиваю: неуместно.

За новогодними столиками кипят людские судьбы: кто-то хочет жениться, надеясь уговорить строптивую мать, кто-то на грани развода, и новогодний бокал должен все устаканить. Влюбленная друг в друга пожилая пара (Ольга Волкова и Аристарх Ливанов) внесет в празднество трагическую ноту: прекрасной женщине остался год жизни... По законам жанра мы знаем: все ищущие в этот вечер найдут друг друга, все нити сплетутся в крепкие узы, все робкие станут решительными, все недуги окажутся недоразумением, и даже суетливый курьер (сильно комикующий Иван Кукуев), отыщет свою любовь на ближайшей карусели.

Кино за новогодним столом воспринимаешь иначе. Но где здесь предел нашего доверия?

Все это будет сопровождаться вечнозелеными мелодиями нашего общего счастливого детства: "А снег идет...", "Увезу тебя я в тундру" вплоть до каватины Фигаро и "Карнавала животных". В одной из сцен Олеся споет со сцены, как в "Карнавальной ночи", предвещая не покидающее нас хорошее настроение.

Таким образом, задействованы все рецепторы, отвечающие за ностальгические воспоминания, - от слуха, ласкаемого песенками, до вкуса любимых трубочек, супов-кремов и шариков мороженого - они мгновенно повергают героев в романтическую нирвану.

Если бы не бестактные вопросы, непрошенно лезущие на ум, фильм действительно мог бы служить приятным десертом к новогоднему столу, когда люди уже наклюкались и готовы радостно изумляться любой малости, умиляться любой радости, прослезиться при любом хэппи-энде. На это, вероятно, он и рассчитан: в конце концов, и "Карнавальная ночь" остается востребованной именно в силу своей лучезарности, лишь слегка омраченной наличием неуместного в нашем здоровом обществе бюрократа Огурцова. И там тоже песенки. И та же нашедшая друг друга любовь. И простая советская девушка оказывается талантливым организатором, мгновенно соорудившим из подручных средств роскошный карнавал. Но почему же там-то не хотелось задавать неуместные вопросы?

Режиссер "Новогоднего шефа" Василий Ровенский до этого полнометражного игрового дебюта делал отличные анимационные картины: "Коты Эрмитажа", "Большое путешествие", "Полное погружение", "Два хвоста"... В прошлом году он как драматург написал сценарий новогоднего фильма "Тайный Санта" с той же Зоей Бербер и там обкатал свой рецепт милой истории, построенной на временных недоразумениях. В "Новогоднем шефе" этот рецепт универсального, всех настигающего счастья торжествует окончательно. Но стала явной принципиальная разница в построении детского мультика и игровой комедии для взрослых: если чудеса, творимые зверушками, воспринимаешь как должное, то в человеческом сообществе чудесам нужны объяснения. Какой-нибудь нарисованный братец кролик наденет поварской фартук - и он уже признанный ас кулинарных искусств, но этот трюк не проходит с живыми, реальными, но каким-то образом творящими чудеса Зоей Бербер, Юлией Сулес или Робертом Захаряном: неуместные вопросы вскипают автоматически. Эмоциональным состояниям героев хочется верить (актеры хорошие), не веришь волшебным перевоплощениям и счастливым совпадениям. Ситуациям не веришь, а это уже серьезно.

Впрочем, за новогодним столом кто будет придираться к недожаренной индейке! Может, под рюмашку слопают и так.