Среди субъектов, не потративших субсидию на переоборудование транспорта оказался и Санкт-Петербург, обладающий самым большим пассажирским автопарком на метане. В Нижегородской области автопарки перенесли планы по переоборудованию на 2024 год, в Пермском крае выполнено 66% от плана, в Омской области порядка 50%. Полностью исполнили обязательства в Сахалинской и Тульской областях, в Камчатском крае.
Представители регионов связали неисполнение финансовых обязательств с рядом причин, которые особенно остро рынок ощутил в 2023 году. Это недостаточное производство машин, смена поставщиков оборудования, производителей комплектующих для перевода машин на газ, а также снижение стоимости пропан-бутана.
Представитель Татарстана отметил, что некоторые автопарки в регионе в начале года меняли метановое оборудование на баллоны для использования пропан-бутана. Последний с января по май стоил порядка 18 руб. за литр, и эта цена оказалась критически низкой для сохранения прежнего спроса на метан в качестве моторного топлива. Впрочем, позже пропан-бутан подорожал до 24 руб.
Еще одной причиной стагнации рынка газомоторного топлива участники совещания назвали снижение темпов роста автопарка экологичного транспорта. Объемы производства такой техники сократились на 30% в сравнении с 2022 г.
В Минэнерго заявили, что в ближайшей перспективе намерены усовершенствовать меры поддержки рынка газомоторного топлива.
Напомним, доля природного газа в России пока составляет 2% в общем объеме потребления моторных топлив на автомобильном транспорте. Но при этом эффект от его использования значителен для экономики страны. В 2022 году за счет использования метана для заправки транспорта затраты российских предприятий на топливные ресурсы снизились на 55,2 млрд рублей. Эта цифра сопоставима с бюджетом Республики Мордовия в текущем году.