Поделиться

ВСТО-2: развитие продолжается

ООО "Транснефть - Дальний Восток" расширило резервуарный парк в Хабаровском крае
Компания "Транснефть - Дальний Восток" ввела в промышленную эксплуатацию два новых высокотехнологичных резервуара объемом 50 тысяч кубометров нефти каждый на нефтеперекачивающей станции № 34 в пригороде Хабаровска.
Безаварийную транспортировку нефти обеспечивает единая система управления, включающая в себя современные программно-аппаратные комплексы
Безаварийную транспортировку нефти обеспечивает единая система управления, включающая в себя современные программно-аппаратные комплексы / Илья Аверин/РГ

Теперь НПС оборудована четырьмя подобными резервуарами, что способствует повышению надежности транспортировки нефти по второй очереди магистрального нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан" (ВСТО-2).

Работы по расширению резервуарного парка начались весной 2022 года. Перед запуском в работу металлоконструкции прошли комплексную диагностику с помощью специального оборудования, выдержали гидравлические испытания на прочность и герметичность. Кроме того, специалисты провели лазерное 3D-сканирование для выявления возможных дефектов. Тесты показали, что резервуары полностью соответствуют заявленным требованиям и характеристикам. Объекты подключены к единой системе управления ВСТО-2, заполнение нефтью прошло в штатном режиме.

- Проект разработан институтом АО "Гипротрубопровод", входящим в состав системы ПАО "Транснефть", - рассказал главный инженер ООО "Транснефть - Дальний Восток" Андрей Звайгзне. - Высота резервуаров составляет 18 метров, диаметр - 60 метров, объем - 50 тысяч кубометров.

С вводом новых резервуаров в эксплуатацию площадь НПС № 34 в Хабаровском крае увеличилась до 37,6 гектара. Таким образом, станция стала самой крупной в инфраструктуре ВСТО-2.

Каждый резервуар - это высокотехнологичное сооружение с автоматизированными системами управления, контроля и пожарной безопасности

Резервуарный парк - крайне важный элемент магистрали. Каждая емкость - это высокотехнологичное сооружение с автоматизированными системами управления, контроля и пожарной безопасности.

- Еще одна особенность конструкций - плавающая крыша, которая поднимается и опускается в зависимости от уровня наполнения нефтью. Такая технология позволяет минимизировать испарение углеводородов и предотвратить выброс паров в атмосферу, что делает процесс эксплуатации оборудования и транспортировки сырья наиболее экологичным и безопасным. Если в целом говорить о транспортировке нефти, то это очень сложный технологический процесс. Появление новых резервуаров повышает надежность всего магистрального нефтепровода ВСТО-2. Напомню, что с 2019 года нефтепровод работает на максимальную проектную мощность, - уточнил Андрей Звайгзне.

Система сооружений предназначена для приема нефти, учета, отстаивания сырья, а также компаундирования (управляемого смешения), транспортировки. По магистральному нефтепроводу транспортируется нефть сибирских месторождений сорта ВСТО (ESPO). Контроль качества поставляемой нефти ежедневно обеспечивают сотрудники химико-аналитической лаборатории (ХАЛ).

На НПС-34 постоянный контроль качества нефти. Фото: ООО "Транснефть - Дальний Восток"

- Мы проверяем сырье перед отправкой на Хабаровский НПЗ и транспортировкой до порта "Козьмино", - объяснила инженер-химик ХАЛ НПС-34 Ксения Патрушева. - В частности, проводятся приемосдаточные испытания по таким показателям, как плотность, массовая доля воды, хлористых солей и серы, а также периодические испытания и оперативный контроль. В 2023 году нас подключили к единой лабораторной информационной системе (ЕЛИС) ПАО "Транснефть", благодаря чему все сведения в режиме реального времени попадают в общую базу данных и головной офис в Москве.

При транспортировке нефти на ВСТО-2 используют специальные противотурбулентные присадки. Это позволяет снизить гидравлическое сопротивление, погасить завихрения, а значит, увеличить скорость потока и снизить энергозатраты. Важно, что качество сырья никак не ухудшается.

Протяженность второй очереди нефтепровода "Восточная Сибирь - Тихий океан", оператором которого является ООО "Транснефть - Дальний Восток", - 2047 километров. Кроме того, в зоне ответственности компании отвод на Комсомольский нефтеперерабатывающий завод длиной 294 километра. В состав магистральных нефтепроводов входит 15 нефтеперекачивающих станций. Они с помощью магистральных насосов высокой мощности поддерживают необходимое давление в системе.

В настоящее время в Приморье ООО "Транснефть - Дальний Восток" ведет строительство еще двух дополнительных резервуаров на 50 тысяч кубометров. Работы осуществляются на НПС-41 и будут завершены в 2024 году.

Новые резервуары призваны повысить стабильность работы системы. Фото: ООО "Транснефть - Дальний Восток"

- У нас серьезные планы по развитию на ближайшие пять лет, - сообщил начальник районного нефтепроводного управления "Дальнереченск" ООО "Транснефть - Дальний Восток" Михаил Литевский. - В 2024 году запускаем два новых резервуара на НПС-41, также приступили к строительству резервной нитки подводного перехода через реку Большая Уссурка на НПС-38 в Приморском крае. Завершаем работы по вводу в эксплуатацию резервной нитки через Хор, которая входит в зону ответственности НПС-34. Далее в планах аналогичная нитка через Уссури, большой объем сопутствующей инфраструктуры на территории Хабаровского края и Приморья для оптимизации работы. Задач очень много, и наша команда готова все их эффективно решать.

Кстати

Развитие и модернизация нефтетранспортной магистрали - процесс непрерывный, как и сама перекачка нефти. В текущем году на объектах "Транснефть - Дальний Восток" произошел целый ряд изменений. На четырех НПС в Хабаровском и Приморском краях установлены новые роторы магистральных насосов. Все оборудование - 16 единиц - собственного производства ПАО "Транснефть", изготовлено на Тюменском ремонтно-механическом заводе. Роторы позволяют повысить энергоэффективность технологических процессов. В текущем году усилена эксплуатационная безопасность и на линейной части нефтепровода. В промышленную эксплуатацию введена комплексная система контроля сейсмического воздействия для мониторинга (КСКВ), оценки и управления системой в районах повышенной сейсмической активности.

Более технологичным стал процесс ежедневных осмотров оборудования на всех нефтеперекачивающих станциях предприятия. Теперь дежурный персонал НПС с помощью информационной системы "Обход и точка" фиксирует информацию о том, в каком состоянии находится оборудование, насколько исправно оно работает, требуется ли его более детальное обследование. Разработали эту систему сотрудники ООО "Транснефть - Дальний Восток". И это лишь малая часть тех изменений, которые планомерно ведут нефтетранспортную отрасль к технологическому суверенитету, оптимизируют процесс транспортировки нефти и условия труда сотрудников.