Авторы законодательной инициативы предлагают приравнять гостевые дома к отелям категории "без звезд". Они должны будут войти в реестр классифицированных гостиниц, горнолыжных трасс и пляжей Минэкономразвития России и получить уникальный номер. Рекламировать свои услуги без указания этого номера будет запрещено.
Классификацию на категорию "без звезд" смогут пройти гостевые дома, в которых не более 15 номеров, а общая площадь не превышает 1000 квадратных метров. Дом должен стоять на кадастровом учете и располагаться на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства. Также он должен соответствовать требованиям, которые предъявляются к средствам размещения "без звезд".
В Крыму большинство таких гостевых домов строились в украинский период и тогда же вводились в эксплуатацию. И сейчас их невозможно признать гостиницами по всем требованиям, отмечает уполномоченный по защите прав предпринимателей в Севастополе Илья Пестерников.
- Это наследие никуда не делось. А статус земель, где расположены эти объекты, в большинстве случаев некоммерческий - это земли ИЖС или садоводства, - говорит Пестерников.
Раньше такие объекты могли работать как гостевые дома и даже проходили классификацию, объясняет руководитель Ассоциации малых отелей Крыма Наталия Стамбульникова. Но после внесения в 2019 году изменений в статью 17 Жилищного кодекса РФ, когда было запрещено оказывать гостиничные услуги в жилом фонде, такие гостевые дома оказались вне закона. Всего, по оценке эксперта, в Республике Крым около 9000 гостевых домов.
В выходе таких объектов из серой зоны заинтересованы и их владельцы, и власти, уверен Илья Пестерников. В Севастополе, по приблизительным оценкам, насчитывается около 3500 мини-отелей, гостевых домов и апартаментов, в которых жилье сдается в аренду посуточно. Бюджет теряет от 30 до 50 миллионов рублей в год из-за того, что они не платят налоги. А в реестр классифицированных отелей, которые легально предоставляют гостиничные услуги, входят только 72 севастопольских объекта.
- Сейчас я работаю как самозанятый, сдаю посуточно комнаты в своем частном доме, - говорит владелец гостевого дома из Черноморского района Крыма Владимир. - Конечно, я бы хотел открыто оказывать гостиничные услуги, нанять персонал, давать рекламу. Но по закону сейчас не имею права. Налоги для меня вырастут, но пока я не понимаю насколько. Все будет зависеть от того, какие поправки к законопроекту будут приняты.
По подсчетам властей Краснодарского края, в регионе около 10 тысяч отелей и гостевых домов, а классификацию к настоящему времени прошли чуть более трех тысяч. Владельцы гостевого бизнеса рискуют получить штрафы за нелегальное предпринимательство. В тоже время законодательная инициатива у кубанских экспертов в сфере туризма вызвала горячую дискуссию, в частности в вопросе о статусе земельного участка гостевого дома.
- На мой взгляд, ключевая проблема заключена именно в слабой проработке юридического статуса для гостевых домов, - отмечает председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов. - Дело в том, что большинство гостевых домов в Краснодарском крае возведены на участках под ИЖС, а оказывать бизнес-услуги на таких землях нельзя по закону. Также в гостевых домах нельзя оказывать гостиничные услуги, но новый законопроект требует прохождения классификации по гостиничным нормам, что нереально. А еще есть вопросы по рискам резкого роста затрат у гостевых домов, что сильно ухудшит их экономику.
Туристические ассоциации Крыма и Кубани уже подготовили поправки к законопроекту, которые можно подать до 29 декабря. Первое, они просят законодателей разъяснить норму о том, что гостевые дома приравниваются к средствам размещения. И не придется ли переводить здание в нежилое, как сейчас требует законодательство. Ведь многие владельцы и их семьи сами живут в этих домах и прописаны там. Второе, отельеры предлагают создать отдельный реестр для гостевых домов, где будут упрощены требования. Туристы будут понимать, что едут в гостевой дом, где другие условия и сервис.
- Это домашний сервис, там гостей встречают как друзей, как родственников, с индивидуальным подходом, где все вопросы решаются не через цепочку менеджеров, а напрямую с собственником, - добавляет Стамбульникова.