Александр Зацепин: Если хит - должна быть мелодия, нет мелодии - ничто не спасет

В марте этого года композитору Александру Зацепину исполнилось 97 лет, но он продолжает работать, причем ежедневно. Человек он легендарный, сочинил музыку более чем к 120 кинофильмам, автор более 300 песен, многие из них давно ушли в народ . Вот и сейчас к Новому году в Театре Российской Армии готовится премьера мюзикла по сказке Пушкина "Сказка о царе Салтане" на музыку Зацепина.
Инструментарий композитора сегодня - не нотный стан с гусиным пером, а новейшая электроника.
Инструментарий композитора сегодня - не нотный стан с гусиным пером, а новейшая электроника. / Предоставлено театром

Александр Сергеевич, ваша премьера приурочена к предстоящему 225-летию вашего тезки Пушкина. Как вам работалось с классиком?

Александр Зацепин: С Пушкиным работать всегда приятно. Приятно и то, что это сказка. Но для мюзикла нужно было сочинить музыку, близкую сегодняшним зрителям. Постепенно все получилось. Мне даже кажется, что Александр Сергеевич согласен с тем, что я написал.

Вы всю жизнь связаны с музыкальным театром, начиная с дипломной работы - балета "Старик Хоттабыч", поставленного в Алма-Ате в середине 1950-х. И потом было немало музыки к фильмам, фактически мюзиклам - "31 июня", "Тайна третьей планеты", "Русское Рождество в Париже", "Две женщины и зависть". Чем вас привлекает музыкальный театр, что в нем, по-вашему, главное?

Александр Зацепин: Когда не стало Режиссера, не стало Поэта, да и исполнителей не стало (тех, какие раньше были), я песни перестал писать. И стал заниматься мюзиклами. У меня их уже пять. А мюзиклы где показывать? Только в театре. Этим меня театр и привлекает. У Нонны Гришаевой идет спектакль "Иван Царевич и Серый волк" с моей музыкой, в Театре кукол Образцова - "Барон Мюнхаузен". Написать музыку к нему меня пригласила Екатерина Образцова. Спектакль оригинально поставлен, прекрасная работа художника, идет с аншлагами... И вот теперь закончил "Сказку о царе Салтане" с двадцатью музыкальными номерами.

Ваши мелодии каждый легко узнает по первым же нотам. У вас есть рецепт суперхита?

Александр Зацепин: Секрета особенного нет. У меня практически все песни написаны к фильмам. В каждом одна-две песни минимум. Приведу такой пример. Я как-то выступал, в зале тысяча человек. Спрашиваю: "Кто смотрел фильм "Отважный Ширак"? Молчание. Спрашиваю: "А песню "Волшебник-недоучка" знаете?" - "Да-а-а-а!"... Вот видите, как бывает: фильм неизвестный, а песню все знают.

Но секрет какой-то вам все же известен?

Александр Зацепин: Когда-то мой педагог Евгений Григорьевич Брусиловский критиковал меня на первом курсе: "У вас нота ми несколько раз назойливо повторяется и уже надоедает, а мелодия не развивается". Я отвечал: "Да, но меняется гармония!" - "Шура, народ гармонию не слышит, ему нужна мелодия!" По этому принципу и работаю. Если хит - должна быть мелодия. Нет мелодии - ничто не спасет. Хотя, конечно, многое зависит от исполнителя, аранжировки, от того, как сделана запись.

Если это популярный в народе хит - в нем обязательно должна быть мелодия. Если нет хорошей мелодии - ничто не поможет сделать песню любимой

Был такой случай: Соловьев-Седой написал "Подмосковные вечера". Песня эта была известна уже года два, но никто ее не пел. Тогда он позвонил Виктору Кнушевицкому, руководителю оркестра Всесоюзного радио: "Сделай аранжировку, найди кого-нибудь, запиши песню!". И как только Кнушевицкий сделал аранжировку, а Владимир Трошин ее спел, песня стала хитом! Это было в 1957 году, как раз перед Фестивалем молодежи и студентов и конкурсом Чайковского.

А к Новому году в Театре Российской Армии репетируют мюзикл "Сказка о царе Салтане". Фото: предоставлено театром

У вас есть планы открытия собственного театра - что будет в его репертуаре?

Александр Зацепин: Мюзиклы, конечно! "Сказка о царе Салтане", "Маленький принц" - спектакль уже сделан, но премьеры не было, так что все впереди.

Судьба сводила вас с яркими певцами, поэтами, артистами, режиссерами. Кто из них повлиял на вас?

Александр Зацепин: Я бы назвал своего первого учителя по Консерватории Евгения Григорьевича Брусиловского, который был учеником композитора Глазунова. Он дал мне очень многое и повлиял на мое дальнейшее творчество. Кроме того, я был очень привязан к Леониду Петровичу Дербеневу, который писал стихи на музыку. Немногие поэты умели писать на музыку. Я спрашивал: "Какая вам разница - в первом куплете я даю размер, а второй и третий ведь пишется под "болванку", под такой же размер". Но Дербенева такая "рыба", такая формальная заготовка не волновала. Он просил меня записать на магнитофон десять куплетов, чтобы я напел "ля-ля-ля". Потом запись запускал, ходил по комнате, слушал и писал под музыку. Так что его строки в буквальном смысле слова "сливались" с музыкой. Он умел это делать!

Видимо, он знал некий шифр, известный вам...

Александр Зацепин: Он просто умел находить точные слова, точные эпитеты, точные образы. Я ему говорил: "Лень, как у тебя такие строки рождаются?" А он отвечал: "А как у тебя - такие мелодии?"

Вы всегда знали, для кого и для чего пишете свою музыку?

Александр Зацепин: Я начал сочинять песни, когда учился в третьем классе. Мне было лет девять. Их я, конечно, для себя писал. Потом что-то сочинял - друзья слушали. Но даже став профессиональным композитором, все равно писал и пишу прежде всего для себя. Я должен был быть удовлетворен тем, что сочинил. И сейчас стараюсь написать мелодию максимально яркую, не просто чтобы "сочинил, и сразу отдать". Сначала тщательно запишу ее, потом займусь другой музыкой. Бывает, через три-четыре дня переслушаю запись: первые четыре такта замечательные а дальше нет, все надо переделывать! Но если все сложилось, радуюсь. Приятно мне - значит, и людям понравится.

Вам ведь не так уж далеко и до столетия. О чем-то жалеете?

Александр Зацепин: Что время слишком быстро бежит. Чем старше становишься, тем оно быстрее. Нет бы ему замедлиться! Мне его постоянно не хватает. Работаю и еле успеваю. Планы грандиозные! Успею ли?

А если б музыки на свете не существовало, чем бы вы занялись?

Александр Зацепин: Радиотехникой. Тогда, пожалуй, меня интересовала бы именно она!

Вы счастливый человек?

Александр Зацепин: Конечно, да! А разве не заметно?