Элечек признали уникальным

Кыргызский женский головной убор внесли в список мирового культурного наследия
Список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО стал богаче благодаря внесению в него номинации "Элечек - кыргызский женский головной убор: традиционные знания и обряды". Такое решение было принято на 18-й сессии профильного межправительственного комитета организации. Предложение КР признали лучшим и отлично подготовленным.
Элечек стал мировым культурным наследием.
Элечек стал мировым культурным наследием. / Влад Ушаков

Свою заявку Кыргызстан готовил в течение трех последних лет. А в ноябре 2023 года, согласно официальным данным, президент республики Садыр Жапаров поднял эту тему на встрече с гендиректором ЮНЕСКО Одрэ Азуле. Глава республики отметил "важность традиционного женского головного убора для кыргызского народа и выразил надежду на поддержку внесения номинации в Репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества".

Вместе с кыргызской номинацией в этом году рассматривались такие заявки, как "Летний карнавал в Роттердаме" (Нидерланды), "Дабка, традиционный палестинский танец" (Палестина), "Традиционное мастерство, связанное с изготовлением тканей из атласа и адраса" (Таджикистан), "Искусство керамики в Узбекистане" (Узбекистан), "Искусство оперного пения" (Италия), "Сезон альпийских лугов" (Швейцария).

От Кыргызстана в списке нематериального культурного наследия теперь находятся 15 номинаций. В их числе эпическая трилогия "Манас, Семетей, Сейтек", "Искусство акынов", "Искусство изготовления войлочных ковров: ала-кийиз, шырдак", "Национальная конная игра кок бору", "Традиционные знания и навыки по изготовлению и ношению мужского головного убора ак калпак" и другие.

Номинации, вносимые в список, должны соответствовать нескольким критериям. Например, "представлять уникальное или исключительное свидетельство культурной традиции или цивилизации, существующей или исчезнувшей, являться произведением творческого гения человека, быть примером важных, протекающих в настоящее время экологических и биологических процессов".

- Признание какого-либо объекта или явления всемирным наследием накладывает на государство, подавшее заявку, некоторые обязанности по его защите. Принимать жесткие меры никто не требует. Однако определенные действия, направленные на сохранение, развитие и популяризацию, все-таки должны совершаться. Каждые шесть лет представители ЮНЕСКО выносят заключение о состоянии элементов, включенных в списки, определяют, могут ли они по-прежнему считаться всемирным наследием или нет, - пояснили корреспонденту "РГ" в Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО.

Примеры исключения из списков есть. В частности, за утрату тех качеств, благодаря которым объект стал частью всемирного наследия. Так, в 2006 году престижного статуса лишился расположенный в Омане заповедник арабского сернобыка из-за того, что численность животных в нем упала ниже критической точки восстановления популяции. А через три года - исторический центр Дрездена (Германия) в связи с несогласованным возведением моста через Эльбу.

Нахождение в списках материальных выгод не приносит. В том смысле, что международная организация не финансирует работы по "сохранению, развитию и популяризации". Это обязанность государства. ЮНЕСКО может помочь только на стадии формирования заявки.

- Речь идет об имидже государства как, образно говоря, правообладателя на, скажем так, древнюю народную традицию. Если кок-бору где-то будут упоминать, то обязательно вспомнят, что это национальная игра кыргызов. Что касается финансовых выгод, то они тоже есть. И немалые. Многие туристы выбирают места для путешествий, опираясь на информацию в списках ЮНЕСКО. Люди решают, какие достопримечательности посетить, на что посмотреть, в каких обрядах поучаствовать, - подчеркнули в комиссии.