Поделиться

В Калининградской области женщин приглашают на вакансии водителей автобусов

Автобус № 105, который курсирует между городами Калининград и Светлый, недавно удивил пассажиров: его водители - девушки. Новое веяние - вовсе не дань феминизму. Просто в эксклаве отчаянно не хватает мужчин-водителей, и женщины помогают решить проблему кадрового голода.
Автобус для женского экипажа получил особый цвет и талисман.
Автобус для женского экипажа получил особый цвет и талисман. / Денис Гонтарь

Водители Евгения Каледа и Ксения Сергеева за руль автобуса сели после довольно длительной подготовки: специальное обучение, теоретические и практические экзамены, стажировка на областных маршрутах под присмотром опытных коллег.

- У меня отец - профессиональный водитель. Он меня и подтолкнул к принятию этого решения. По его инициативе пошла учиться и, как только села за руль учебного автобуса, сразу поняла, что это мое. Захотелось работать, - рассказала Евгения Каледа.

Коллектив регионального автобусного парка по-прежнему на 70-80 процентов состоит из мужчин. Однако после нескольких успешных рейсов женский экипаж прекрасно в него влился. Старшие товарищи, конечно, могут пошутить, но все же стараются максимально поддерживать Евгению и Ксению.

Обновленный автобус получился под стать своему экипажу: за счет ярких розовых полос на кузове и символичной эмблемы в виде прыгающей розовой пантеры он сразу привлекает внимание. Пассажиры на остановке внимательно рассматривают транспортное средство. Одни глядят с недоверием и словно пытаются понять, пришел ли их привычный маршрут или просто перепутали таблички с номерами рейсов. Другие, напротив, улыбаются и даже фотографируются на фоне яркого логотипа. А вот к женскому экипажу все относятся спокойно.

- Удивление, конечно, было, но в целом я в этом ничего страшного не вижу. Мы же в трамваях и троллейбусах часто видим женщин за рулем. Здесь та же самая ситуация. На мой взгляд, все зависит не от пола водителя, а от его навыков и профессионализма. С новым экипажем на 105-м я езжу не в первый раз, никаких нареканий нет, - призналась калининградка Марина Антонюк.

В калининградской транспортной компании отметили, что женщина за рулем общественного транспорта, если речь не идет об уже упомянутых трамваях и троллейбусах, - по-прежнему большая редкость. Для этого необходим талант, соответствующие навыки и упорство.

- Наши девушки прекрасно справляются. Сейчас управлять современным автобусом даже проще, чем легковым автомобилем. В Калининградской области очень остро стоит проблема кадрового дефицита. Поэтому мы готовы обучать и принимать на работу женщин-водителей, - прокомментировал руководитель транспортной организации Владимир Гренц.

Сегодня в регионе не хватает более 500 водителей. По последним данным министерства развития инфраструктуры Калининградской области, уровень кадрового дефицита в этой сфере составляет около 25 процентов. Если говорить в целом о стране, то этот показатель держится на уровне 30 процентов.

Последствия на себе уже ощутили жители областного центра. Горожане признаются, что автобусы стали ходить значительно реже, особенно в вечерние часы. Время ожидания в среднем увеличилось в два раза. Власти Калининграда эту информацию официально подтвердили.

- Вечером, после 20.00, все автобусы поочередно сходят с маршрутов из-за общего падения пассажиропотока. Из-за этого интервалы между рейсами пропорционально увеличиваются и могут в два раза превосходить дневные. По действующему контракту в 23.00 весь общественный транспорт должен вернуться на базу в автопарк, чтобы его успели обслужить к следующему дню. В полном составе на поздние рейсы выходят трамваи и троллейбусы, - прокомментировали ситуацию в мэрии.

В городской администрации признали, что вечерние сходы с маршрута во многом продиктованы острым дефицитом кадров, с которым столкнулись практически все областные перевозчики. Обучение девушек-водителей позволяет частично стабилизировать ситуацию.

Эксперты отмечают, что экипажи, состоящие из женщин, в целом водят аккуратнее мужчин, реже нарушают правила дорожного движения и, как следствие, реже попадают в аварии. Всего же на автотранспортных предприятиях эксклава сегодня работают более 150 представительниц прекрасного пола. Из них 26 - водители автобусов. Остальные водят трамваи и троллейбусы.

Тем временем

Ситуацию с водителями усугубил и отток мигрантов из Калининградской области. До 2021 года иностранцы могли работать как на маршрутках, так и на больших рейсовых автобусах. Сегодня эта профессия для них под запретом. Ограничения на работу по патенту для мигрантов сохранят и в следующем году.

А как у соседей?

Пока в Калининградской области девушек сажают за руль рейсовых автобусов, в Санкт-Петербурге открылся первый женский таксопарк. Новый проект, как рассказал один из крупных агрегаторов, стал ответом на растущую популярность профессии у представительниц прекрасного пола. С каждым годом женщин-таксистов в Северной столице становится все больше. Только за 2023 год их число возросло на 15 процентов по сравнению с прошлогодними показателями. Среди основных причин прихода в профессию эксперты называют гибкий график и возможность работать по совместительству.