Да, люди стали ходить на концерты чаще. Средние сборы выросли на 53,2% до 2,37 миллиона долларов. Причем на эти топ-100 туров было продано 70 миллионов билетов (а в 2022 году - "только" 59 миллионов). Страх перед коронаврусом снизился, и зрители снова пошли в зрительные залы.
При этом и средняя цена билетов на концерты для зрителей, по данным Pollstar, выросла с примерно 90 долларов до 130,81 доллара. И стоимость их по-прежнему выше, чем в России.
Перед концертом группы Guns' N Roses в Москве во время чемпионата мира по футболу обозреватель "РГ" удивился, что у кассы выстроилось в очередь очень много людей из Латинской Америки и Африки. Ведь рок-музыка там менее популярна, чем в Европе, Японии или США. Расспросил фанатов из Аргентины, Чили и ЮАР. Они объяснили, что в их странах цены на билеты начинаются со 100 долларов. А в России - дешевле. Поэтому даже те, кто не очень любил Эксла Роуза и его громкую группу, все равно пошли на стадион "Открытие Арена" - ради недорогих по их меркам билетов.
В Pollstar подсчитали и доходы звезд за концерты. Гастроли Тейлор Свифт The Eras Tour стали рекордными - собрали 1,04 миллиарда долларов (раньше 1 миллиард никто не собирал!). На втором месте с огромным отрывом - Renaissance Tour Бейонсе. У этой певицы "только" 579,8 миллиона долларов.
Pollstar составил и топ-25 лучших туров года. И выяснил, что если раньше большинство гастролеров в нем были рок-звезды, легко собиравшие стадионы, то теперь ситуация изменилась: в лидерах примерно поровну артисты, исполняющие поп-музыку, кантри, хип-хоп и R&B, латино и рок.
"Кто сегодня самые стадионные артисты, после завершившегося лидерства рокеров?" - задались вопросом в Pollstar. И сами же ответили: "Потенциально кто угодно и из любого музыкального жанра".
Pollstar выяснил, что "200 лучших заведений клубного уровня собрали 410,1 миллиона долларов. И у них тоже есть рост по сравнению с прошлым годом - на 26%".
При этом у небольших независимых клубов проблем, наоборот, стало больше. В Pollstar назвали главные из них: "избыток таких клубов на рынке, растущие затраты (в том числе на коммунальные расходы - прим. "РГ"), ограниченные бюджеты и нехватка персонала… Поэтому некоторые из них по-прежнему не сводят концы с концами",
Схожая ситуация и в российской клубной индустрии. В целом клубов стало меньше. Зато почти каждый вынужден теперь подчеркивать собственную индивидуальность и больше работать, создавая верную аудиторию своих постоянных поклонников.
Так теперь все чаще и происходит.