Театральный дебют Сергея Урсуляка: каким получился спектакль "Другая сказка" в Маяковке

Одна из самых интригующих премьер нынешнего сезона - в Театре им. Маяковского, где на минувших выходных представили спектакль "Другая сказка" в постановке Сергея Урсуляка. Для дебюта на театральной сцене известный кинорежиссер выбрал то, что хорошо знает и любит, - советскую драматургию, а именно - пьесы Евгения Шварца, превратив их в острый и глубокомысленный разговор о сегодняшнем времени.

"За кулисами сейчас 25 артистов волнуются до смерти, поэтому будьте, пожалуйста, доброжелательны к тому, что увидите. Обеспечьте им продление жизни", - иронично предупредил зрителей на первом показе Сергей Урсуляк.

Шутки шутками, но взаимопроникновение двух миров - кино и театра - всей постановочной команде далось действительно непросто. Мастер был требователен, пытаясь, как на съемочной площадке, зафиксировать каждую сцену в ее идеале ("но каждый раз я рисковал увидеть новый спектакль, и это меня, скорее, не радовало, так что, режиссура в театре - это сизифов труд"). Но артисты предлагали совсем другой тип существования ("Сергей Владимирович ждал результат сразу, а нам нужно было время, поэтому, конечно, мы друг ко другу притирались").

По правде сказать, Урсуляк театру не такой уж и чужой - он окончил "Щуку", играл в "Сатириконе". Но - когда это было?

"Сорок лет назад. Все, что я тогда знал, - забыл, поэтому все в этой работе для меня было заново, это по-настоящему новый опыт", - развел руками режиссер.

Тем удивительнее то, что из этого "противостояния миров" родилось: "Другая сказка" - спектакль исключительной легкости.

И в декорациях - кругом не стесненный ничем "воздух", который создают зеркальный задник и прозрачные ширмы; и во взаимодействии артистов, живущих в этом невесомом пространстве азартно и играючи; и в музыке - нет-нет, да и мелькнут знакомые гармонии откуда-то из далекого детства. Никаких спецэффектов - но и без них все подернуто дымкой волшебства, мерцанием чуда - они то ли возникают сами по себе, подчиняясь происходящему, то ли их рисует наше воображение, отражая, как в зеркале, атмосферу настоящей сказки…

В основе спектакля - пьеса "Голый король". Принцесса (Алена Васина) влюблена в простолюдина Генриха (Никита Языков), но такой брак невозможен, поэтому девушку сватают к правителю соседнего государства (Вячеслав Ковалев). Генрих вместе со своим другом Христианом (Мамука Патарава) всячески пытаются расстроить свадьбу и, переодеваясь в разные одежды, проникают в королевство с тем, чтобы выкрасть Принцессу. В образе жандармов им это не удается, но в роли ткачей, предложивших королю пошить свадебный наряд из удивительной ткани, которую видит только человек умный и не зря занимающий свою должность, - они уже ближе к цели…

Между тем, и у самого Евгения Шварца, и в спектакле, это все - лишь фабула. Наполнение сюжета, его смыслы глубже. Режиссер попутно цитирует и "Сказку о потерянном времени", и "Тень", и даже полузабытый сценарий Шварца и Эрдмана "Каин XVIII" (в фильме 1963 года короля безумно смешно играл Эраст Гарин). Все это сплетается Урсуляком в единое полотно, где главный вопрос объемно и уже серьезно, не по-сказочному, всплывает в финале: когда же все мы, наконец, будем счастливы?

"Другая сказка" - спектакль исключительной легкости

Происходящее на сцене временами уморительное настолько, что невозможно сдержать смех. Актуальность реплик - будто с первых полос газет и новостных лент - моментально "включает" зрительские реакции.

"Один банкир третьего дня перевел за границу даже свои золотые зубы. И теперь он все время ездит за границу и обратно. На родине ему теперь нечем пережевывать пищу".

Или - "Немедленно гнать принцессу! Может, она семитка? Может, она хамитка? Прочь!"

Рассуждает Сергей Урсуляк и о природе власти. Когда Голого короля сместили, посадив на его место Первого министра (Евгений Парамонов), - все с бесстрастной улыбкой повторяют: "Зло ушло, добро пришло". Но было ли ушедшее на самом деле злом? И оказалось ли пришедшее в самом деле Добром? Велик соблазн у зрителя: примерить сказку к нашей общей истории - но, сколько ни было в ней резких поворотов, однозначного ответа нет (и вряд ли может быть) - кто больше прав, кто больше виноват? Все - будто понемногу (или же помногу) правы и одновременно виноваты. За перевернутой историей на каждом повороте - простые люди, живые судьбы, лица, голоса…

Так будет ли когда-нибудь на самом деле счастлив человек? Конечно. Счастье - как платье: главное - в него верить. В финале герои танцуют послевоенный вальс, а в окошках домов - поочередно загораются огоньки.

Остается сказать, что "Другая сказка" - это еще и великолепный актерский ансамбль. Фееричен Министр нежных чувств Виктор Запорожский. В роли Первого министра, который рубит королю "правду-матку", прекрасен Евгений Парамонов. Азартен и пластичен Христиан - Мамука Патарава.

И наконец: заниматься театральной режиссурой Сергей Урсуляк больше не планирует. Так что для зрителей этот спектакль - единственная возможность погрузиться в его сказочный эксперимент.

Прямая речь

Сергей Урсуляк, режиссер:

- Шварц, которого я всегда любил, оказался наиболее близок моему сегодняшнему состоянию, а кроме того, он понятен всем - каждый в его текстах найдет что-то свое. Получилась такая фантазия на тему. Самое главное для меня в "Другой сказке" - она помогает преодолеть чувство одиночества. Для меня важна эта общая позитивная эмоция. О чем спектакль? Когда-то я зарекся формулировать, о чем тот или иной мой фильм. То же самое и здесь. С одной стороны, все настолько очевидно, а с другой, - каждый увидит свое.

Мамука Патарава, актер, исполнитель роли Христиана

- Для меня прелесть этого спектакля и главный его вызов в том, что это спектакль-праздник. Самым сложным было не красить текст Шварца от себя, в нем и так все есть. Мой персонаж - воплощение любви к жизни, к другу. А еще у меня много прямого контакта со зрителем - мы эту историю словно бы сочиняем вместе. Есть ощущение, что Шварц сегодня нужен - хочется говорить о важном, изучать наболевшие вопросы легко и весело.