До недавнего времени основная часть нашего экспорта СУГов приходился на Евросоюз. Около 83% поставок отправлялось на Запад. Но уже к декабрю 2023 года это показатель снизился до 65%. Основные направления поставок - Турция, Китай, Афганистан, Монголия, Центральная Азия и Беларусь. Отдельно доля жидкого пропана, поставляемого в ЕС, в структуре нашего экспорта СУГов в последние годы также снижалась.
Примечательно, что главным покупателем всех российских СУГов в ЕС была Польша. Страна, которая все время настаивала на принятии самых радикальных запретов в отношении импорта энергоресурсов из России, в отношении СУГов особого рвения не проявляла и даже не была инициатором внесения пункта о жидком пропане в этот пакет санкций.
Как отмечает зампред набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, все дело в том, что Польша дальше реэкспортировала наши СУГи в другие страны Европы. У нее для этого есть подходящая железнодорожная инфраструктура. И именно для Польши и сделан 12-тимесячный переходный период, чтобы она смогла адаптироваться к новым условиям, считает Гусев.
Но, по его мнению, сделать Польша этого не сможет и за отведенный срок, поэтому переходный период скорее всего будет продлен. Заместить российский жидкий пропан на европейском рынке возможно лишь аналогичным продуктом из США, и вероятно они и были инициаторами этого запрета ЕС. Но это процесс очень долгий и трудоемкий, а главное дорогой.
Для нас же это еще один повод задуматься о стимулировании внутреннего потребления СУГов - развития нефтехимии, а также строительства новых экспортных терминалов и расширения инфраструктуры для экспорта на восток, считает Гусев. СУГи - альтернатива прямогонному бензину - топливо для малых и средних грузоперевозчиков, а также сырье для производства всех возможных пластиков, отмечает эксперт.