"Сербия будет другой страной", - в первых поствыборных заявлениях обещал Вучич. Но вместе с новым мандатом на управление государством он получил лишь временную отсрочку от принятия связанных с Косово непопулярных решений. В Белграде могут их отодвинуть на несколько месяцев под формальным предлогом формирования нового правительства. Но полностью снять Сербию с "европейского крючка" Вучич не в состоянии. Еврокомиссия требовала от сербского руководства до конца января 2024 года признать независимость Косово. Состоявшиеся выборы только сдвинут отведенные Белграду сроки. В Брюсселе предупредили Вучича, что Сербия не вступит в Евросоюз пока не согласится с независимостью Приштины. Выборы позволили сербам тянуть время в надежде на глубинные перемены, которые могут произойти в брюссельских кабинетах. Эксперты полагают, что такая стратегия сработает до осени 2024 года.
Вучич рассчитывает сколько возможно оставаться сидеть на "двух стульях". Он делает заявления о желании вести народ в Евросоюз и одновременно оберегает "традиционную дружбу с КНР, Россией и латиноамериканскими государствами". Канатоходные способности Вучича как политика хорошо известны. Прежде в европейских институтах проявляли толерантность к сербским планам дружить со всеми. Но в условиях глобальной поляризации очень скоро от Вучича потребуют действий. В первую очередь, по отношению к России, которая для Брюсселя, словно красная тряпка для быка.
В понедельник газета Financial Times сообщила, что страны Евросоюза хотят лишить Венгрию права голоса в европейских делах, чтобы иметь возможность заключить соглашение о выделении средств Украине. Для этого, как утверждает издание, задействуют статью договора о ЕС, позволяющую лишать государство права голоса в связи с нарушением им европейского законодательства. Теперь в Старом Свете преступлением, видимо, будут считать наличие собственного мнения и желание защищать национальные интересы. Ранее, на саммите ЕС премьера Венгрии Виктора Орбана удалили из зала заседаний выпить кофе, чтобы в его отсутствие провести решение о начале переговоров с Киевом по вступлению в единую Европу. Причем главы правительств Италии и Германии одновременно приписали себе в заслугу примененную в отношении Орбана процессуальную хитрость.
Брюсселю не нужен "второй Орбан" в лице сербского премьера. Поэтому Вучича еврочиновники заранее ставят перед выбором. Ради вступления в Евросоюз он должен обеспечить присоединение Сербии к ранее принятым и будущим пакетам антироссийских санкций и "сдать" Косово. И тот, и другой шаг крайне непопулярны в сербском обществе. Однако полученный на выборах новый мандат Вучича позволит ему в будущем со всеми надлежащими для такого случая словами и объяснениями с горечью принять навязанные Брюсселем решения.
Протесты населения нечего не изменят: ситуация развивается таким неблагоприятным образом, что сербы могут остаться в буквальном смысле у разбитого корыта. Уже в декабре власти Косово обещают подать заявку на вступление в единую Европу и рассчитывают, что ее быстро и положительно рассмотрят. И с этим в Белграде нечего поделать не смогут. Проявив сегодня принципиальность в вопросе о санкциях против Москвы, сербы еще на долгие десятилетия могут оказаться вне европейских структур и потерять шансы на мирное сосуществование с Косово. Парадоксально, но нынешний успех условно "пророссийской" коалиции на выборах в Сербии только усилит нажим западных эмиссаров на Вучича с требованием прекратить колебания и публично влиться в число противников Москвы.