"Пакет ужесточает применение ограничения цен на нефть путем более тщательного мониторинга того, как могут использоваться танкеры для обхода ограничения. Он также включает более строгие обязательства по отслеживанию активов и жесткие меры в отношении компаний третьих стран, обходящих санкции", - говорится в опубликованном Еврокомиссией сообщении.
Прямой запрет на импорт распространяется на непромышленные натуральные и синтетические алмазы, а также на ювелирные изделия с бриллиантами с 1 января 2024 года. Запрет на косвенный импорт российских алмазов при обработке (в огранке и/или отполировке) в третьих странах, включая ювелирные изделия, в том числе алмазы, происходящие из России, будет постепенно введен с 1 марта 2024 года и завершен к 1 сентября.
В 12-й пакет включен запрет на импорт российского сжиженного пропана (входит в список сжиженных углеродных газов - СУГ). Заработает он не раньше декабря 2024 года.
До недавнего времени основная часть нашего экспорта СУГ приходилась на ЕС. Около 83% поставок отправлялось на Запад. Но уже к декабрю 2023 года это показатель снизился до 65%. Основные направления поставок - Турция, Китай, Афганистан, Монголия, Центральная Азия и Беларусь.
Отдельно доля жидкого пропана, поставляемого в ЕС, в структуре нашего экспорта СУГ в последние годы также снижалась, но его потеря все равно станет чувствительной для России, считает эксперт Института развития технологий ТЭК Кирилл Родионов.
Примечательно, что главным покупателем всех российских СУГ в ЕС была Польша. Страна, которая все время настаивала на принятии самых радикальных запретов в отношении импорта энергоресурсов из России, в отношении СУГ особого рвения не проявляла и даже не была инициатором внесения пункта о жидком пропане в этот пакет санкций.
Как отмечает зампред набсовета ассоциации "Надежный партнер" Дмитрий Гусев, все дело в том, что Польша дальше реэкспортировала наши СУГ в другие страны Европы. У нее для этого есть подходящая железнодорожная инфраструктура. И именно для Польши и сделан двенадцатимесячный переходный период, чтобы она смогла адаптироваться к новым условиям, считает Гусев. Но, по его мнению, Польша за отведенный срок этого сделать не сможет, и поэтому переходный период скорее всего будет продлен. Заместить российский жидкий пропан на европейском рынке возможно лишь аналогичным продуктом из США, и, вероятно, они и были инициаторами этого запрета ЕС. Но это процесс очень долгий и трудоемкий, а главное - дорогой. Для нас же это еще один повод задуматься о стимулировании внутреннего потребления СУГ - развития нефтехимии, а также строительства новых экспортных терминалов, считает Гусев. "В целом же пакет санкций носит декоративный характер. Данный пакет - это просто политическая демонстрация", - считает доцент кафедры мировых финансовых рынков и финтеха РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Перепелица.