Эксперты: самолет Nordwind Airlines экстренно вернулся в Россию во избежание возможных рисков

Самолет авиакомпании Nordwind Airlines, совершавший рейс по маршруту Москва - Варадеро, экстренно вернулся в Россию из-за здоровья двух пассажиров. Воздушное судно пролетело прямым маршрутом через Норвегию в Москву. Скандинавская страна дала разрешение на возврат самолета в РФ через своё воздушное пространство из-за неотложной проблемы медицинского характера.

"18 декабря рейс N4-555 в Варадеро вылетел из "Шереметьево" в 11:31 по Москве согласно центральному расписанию. В полете ухудшилось состояние двух пассажиров. В этой связи, с целью оказания медицинской помощи пассажирам, экипажем воздушного судна было принято решение о возвращении воздушного судна в аэропорт вылета "Шереметьево". Расчетное время прибытия в Москву составляет 19:10 по московскому времени", - рассказали РИА Новости представители перевозчика.

"Российская газета" отправила запрос в Росавиацию и Минтранс РФ с просьбой прокомментировать произошедшую ситуацию. Первое ведомство от комментариев отказалось, от второго на момент выхода статьи информации не поступало. Газета также спросила авиакомпанию Nordwind Airlines о том, запрашивали ли пилоты разрешение на посадку в Норвегии, а также как велись переговоры с Норвежским диспетчером, однако запрос также остался без ответа.

Между тем, пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков рассказал журналистам, что в Кремле не располагают информацией об отказе Норвегией в посадке российскому самолету авиакомпании Nordwind. "Российская газета" узнала у экспертов, существуют ли международные нормы, регулирующие вопросы экстренной посадки самолёта, и как можно оценить действия данной страны с точки зрения закона.

Инфографика "РГ" / Антон Переплетчиков / Евгений Гайва

"Норвегия является страной-членом ООН, соответственно, она входит в Международную организацию гражданской авиации (ICAO) - ассоциированный орган при ООН. Напомню, ICAO была создана по решению Чикагской конвенции, которая установила основные принципы работы международной авиации. Вместе с тем, ещё в 2021 году секретариат Международной организации гражданской авиации официально сообщил, что не обладает полномочиями по закрытию воздушного пространства и ситуациям в связи с вынужденной посадкой самолётов", - рассказал декан факультета права НИУ ВШЭ Вадим Виноградов.

При этом самолёт не приземлился в Норвегии, а предпочёл вернуться в Россию. В экспертном сообществе считают, что данное решение было принято авиакомпанией во избежание возможных рисков.

"Можно лишь гадать, почему так произошло. Причин может быть много - от риска ареста воздушного судна, до невозможности дозаправки для последующего полета", - отмечает адвокат ООО "Правовая группа" Владимир Шалаев.

Между тем

Чтобы разобраться в ситуации, "РГ" обратилась за комментариями в посольство Норвегии в Москве. Там дать разъяснения не смогли и порекомендовали направить официальное письмо в МИД страны. Ведомство в свою очередь пообещало дать ответ в ближайшее время. "В настоящий момент мы не можем прокомментировать данную ситуацию. Нам понадобится больше времени, чтобы обменяться информацией с другими ведомствами. Тогда мы сможем предоставить более полный ответ", - пояснили в МИД Норвегии. На момент подготовки материала "РГ" ответа еще не получила.

Обращает на себя внимание тот факт, что крупнейшие норвежские СМИ уделили внимание лишь первой части этой истории. Они рассказали, как российскому пассажирскому самолету разрешили пролететь над Норвегией "из-за острой медицинской проблемы на борту". По словам пресс-секретаря норвежского оперативного штаба обороны Йонни Карлсена, пилоты попросили разрешить пролет обратно в Россию кратчайшим путем - через регион Финнмарк на севере Норвегии.

Подготовил Глеб Сотников