Курсы кройки и житья: с нового учебного года в школах появятся уроки труда

Президент Владимир Путин подписал закон о запрете использования на уроках личных телефонов, а также о введении с нового учебного года уроков труда в школах.
На уроке "Труд (технология)" школьников будут научат шить и строгать.
На уроке "Труд (технология)" школьников будут научат шить и строгать. / Владимир Смирнов/ТАСС

Точка в долгих дискуссиях о мобильниках в школе поставлена. Теперь, входя в класс, дети должны будут на время занятия забыть о своих смартфонах: сдать их учителю или в специальный бокс для хранения. Телефоны нельзя будет использовать даже в учебных целях, хотя раньше такая возможность предполагалась. Исключение только одно: экстренная ситуация, когда есть угроза жизни и здоровью детей и учителей. Так что родителям не стоит беспокоиться - телефон будет в доступе.

По словам главы комитета Госдумы по просвещению Ольги Казаковой, для образовательных целей на уроке при необходимости будут использоваться школьные гаджеты, а не личные.

Также в документе есть и еще одна важная история: с 1 сентября 2024 года в начальной и средней школе вместо урока "Технология" появится урок "Труд (технология)". Как и в случае с телефонами, по этой теме было множество дискуссий, и вот решение принято. В школы вернется слесарное дело, кройка, шитье. Но важный момент: есть ли сегодня учителя, которые будут вести такие уроки? Какое образование должно быть у трудовика? И главное: как будут аттестовывать учеников по этому предмету?

"Подготовка кадров по предмету "Технология", то есть обучение учителей труда сегодня ведется ограниченно, в вузах это практически сошло на нет, - прокомментировал "РГ" доцент кафедры физического воспитания и безопасности жизнедеятельности Московского городского педагогического университета Олег Зверев. - Образование учителей труда может быть разным, но нужна соответствующая техническая квалификация. Нужны программы переподготовки для людей, которые имеют специальное техническое или естественно-научное образование и хотят себя реализовать в педагогике. И здесь одного повышения квалификации мало, это не дает полноты картины для будущего педагога. Думаю, педвузы должны быть на фронтире такой работы, использовать свой опыт коммуникации с детьми и методики".

Олег Зверев отмечает: в образовательной программе будущего учителя труда должны быть учтены разные аспекты педагогической работы и психологических методик.

"Учитель труда должен иметь технический опыт, уметь взаимодействовать с детьми, доносить до них информацию, - добавляет эксперт. - В МГПУ, например, несколько лет назад по запросу министерства просвещения была реализована большая программа переподготовки кадров для регионов. Упор делали на специалистов реального сектора экономики, которые приходили работать в образование. Условно, специалист работал на предприятии, но решил совместить или поменять профиль, пойти работать в школу или вуз. Возможно, как раз эта программа могла бы лечь в основу подготовки "трудовиков".

Что касается экзамена по труду, то это, по мнению Зверева, может быть демонстрационный экзамен, проект, создание продукта, выполнение технических норм на определенное время.

"Правда, здесь возникают вопросы: будет ли в программе предусмотрено гендерное разделение, как в советское время, когда девочки учились варить борщ, а мальчики - делали табуретки, - говорит Олег Зверев. - Ведь есть навыки, которые полезны и тем и другим. Скажем, всем полезно научиться владеть техникой или готовить. Мы находимся на новом витке технологического прогресса, и знакомство с современными технологиями - робототехникой, станками ЧПУ - вещь необходимая. Кроме того, на уроках труда можно и нужно знакомить детей с правилами техники безопасности, чтобы они в жизни не попадали в неприятные ситуации, знали, как обращаться с бытовой техникой. Ведь технологии развиваются, а устройства становятся все мощнее".

Мнения

Ольга Казакова, председатель комитета Госдумы по просвещению:

- Урок труда - это не про механические действия. Это, в первую очередь, про становление мышления, про черчение, планирование, расчеты, про самостоятельную работу и работу в коллективе. Дети так учатся оценивать результаты своей деятельности, и, конечно же, уважать труд других людей.

Екатерина Щеголева, Королев:

- В нашей школе труд никуда не пропадал. То еду готовят, то прихватки шьют, то ящик мастерят. Для меня было необычно, что теперь мальчики не только доски строгают, но и готовят и шьют. И это отлично! Минимальные навыки пуговицу пришить никому не помешают!

Ксения Журавлева, Москва:

- У моего сына на уроке "Технология" ничего руками не делали, только на мониторы смотрели. А это весьма посредственная технология, я так скажу. Конечно, неплохо, если в школах ребят научать держать отвертку и правильно забивать гвозди. Главное, чтобы "Труд" не превратился в складывание оригами или мойку окон в классах. Это тоже никому не нужно.

Елена Ефимова, Петрозаводск:

- Всецело одобряю возвращение уроков труда! Помню, что в моем детстве это был не просто урок, где можно не только научиться компот варить и сшить себе юбку, но и посекретничать с подружками. Желаю своим детям прочувствовать атмосферу труда и дружбы на таких занятиях.