Волга вброд
В Саратове в районе набережной обнажилось дно Волги, горожане до сих пор устраивают там пешие прогулки. А у Энгельса на противоположном берегу Волги из-под воды показались очертания затонувшего здесь в середине прошлого столетия легендарного "Саратовского ледокола".
Во многих местах Волгоградского водохранилища, оно считается самым большим в Европе и протянулось аж на 540 км, от плотины Волжской ГЭС в районе Волгограда до города Вольска в Саратовской области, появились новые острова и отмели. Пересохли и некоторые притоки Волги, например, сильно упал уровень воды в реке Саратовке.
Ситуация стала меняться только после того, как в конце ноября Федеральное агентство водных ресурсов пересмотрело график сброса воды на гидроузлах. Решение было принято, как указано в распоряжении, "с учетом складывающейся гидрологической и водохозяйственной обстановки в целях стабилизации уровня воды в Волгоградском водохранилище".
По словам начальника областного центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Юрия Барбарина, теперь Волгоградский гидроузел сбрасывает меньший объем воды, чем поступает в водохранилище через плотину Саратовской ГЭС в Балакове. В результате уровень Волги в районе Саратова поднялся на 40 см и достигает 14 метров, а минимально безопасным для судоходства здесь считается уровень 13 метров.
Однако сотрудники саратовского филиала НИИ рыбного хозяйства и океанографии все еще не исключают серьезного промерзания Волгоградского водохранилища зимой, что может привести к гибели рыбы.
При этом низкий уровень воды в Волге накладывается на целый комплекс других проблем. Одна из самых серьезных связана со сбросом в реку неочищенных стоков, что приводит к ее загрязнению и бурному росту сине-зеленых водорослей летом.
Как рассказал председатель Госдумы Вячеслав Володин, Саратовская область по минимуму получила в течение нескольких лет средства по федеральной программе для строительства очистных сооружений. Произошло это, как выяснил спикер, из-за того, что местные чиновники длительное время отправляли "показушные отчеты" о якобы благополучной экологической ситуации в регионе. В итоге проблемы годами не решались, а замалчивались.
Без воды ни туды и ни сюды
В последние годы реалии Красноярского края не раз подтверждали справедливость известной песни из кинофильма "Волга-Волга" - "без воды ни туды, и ни сюды". Малоснежная зима 2021/2022 года поставила в сложное положение и речное пароходство, и водозаборные организации, "иссушив" Енисей до рекордного минимума, ранее наблюдавшегося аж в 1946 году.
Напомним, из-за маловодья летом 2022 года на участке реки от Красноярска до Лесосибирска работали только мелкосидящие буксировщики, а баржи, сухогрузы и танкеры загружались лишь на 70%. И Красноярский комплекс ЖКХ работал на пределе возможностей: сброс 2000 кубометров воды в секунду с Красноярской ГЭС (при норме 2800 м3/с) - это минимальный уровень, при котором могут работать насосы городского водозабора.
Неудивительно, что и в 2023 году к главной сибирской реке приковано пристальное внимание. В последние дни осени Енисейское бассейновое водное управление (БВУ) сообщило, что уровень воды в Енисее понизился до 127 см при норме два метра. В Красноярском водохранилище ситуация и того хуже: воды в нем на 3,3 метра ниже нормы - последствия бесснежной зимы 2021/2022 года сказываются до сих пор.
Пока водосброс с ГЭС снизили со стандартных 2800 кубометров до 2200, и показатель должен сохраниться вплоть до 1 мая 2024 года, сообщил "РГ" заместитель руководителя Енисейского БВУ Павел Власик.
Сейчас воды в Енисее по-прежнему значительно меньше нормы. Хотя в Краскоме, услышав про то, что Енисейское БВУ прогнозирует сброс 2200 кубометров в секунду до конца зимы, вздохнули с облегчением. Пресс-секретарь БВУ Татьяна Лукина заметила: "После прошлогодних 2 тыс. кубов нынешний сброс уже не пугает. Если они его сохранят, проблем не будет, тем более, за прошлый год наши сотрудники получили большой опыт работы в условиях минимального уровня водозабора".
Дон будут спасать 15 регионов
А о проблеме маловодья Дона и путях ее решения говорят уже 30 лет. За этот срок полноводность реки Дон в Ростовской области сократилась наполовину. Изначально обмеление объясняли антропогенными факторами: слишком большим забором воды, деградацией малых рек в бассейне реки, а также обветшалостью прудового хозяйства. И все же главная причина, считают экологи, - в изменении климата.
"С одной стороны, есть циркуляция воздушных масс, есть влага, которая приносится к нам со стороны Атлантического океана, - объясняет завлабораторией гидрологии и гидрохимии Южного научного центра РАН Алексей Клещенков. - Но из-за того что зимой нет устойчивой низкой температуры, снежный покров не образуется. Происходят регулярные оттепели, влага испаряется, впитывается в почву, в результате в ходе весеннего половодья Дон не наполняется. Вполне возможно, это циклический процесс и объем стока Дона будет больше в будущем".
Антропогенное же влияние на водные ресурсы Дона, по словам ученого, относительно стабильно последние 50-60 лет, структура хозяйства практически не меняется - это промышленность, энергетика и аграрный сектор.
Река Дон, как и более крупные Волга или Кама, - это, по сути, огромная сеть водохранилищ. Крупнейшее водохранилище на Дону - Цимлянское. Иногда его даже называют морем. Его уровень сегодня тоже близок к критическому.
"Раньше уровень воды в водохранилище доходил до проектной отметки, но четыре года назад он упал до критической", - рассказывает начальник отдела охраны окружающей среды Ростовской атомной станции (находится на берегу Цимлянского моря) Ольга Горская. Обеспечить водность Нижнего Дона, по ее словам, можно путем расчистки русла малых рек, укрепления берегов и доведения до нормативных значений сточных вод.
Существует и федеральный проект Минприроды России по оздоровлению и развитию водохозяйственного комплекса реки Дон. Он утвержден правительством в 2021 году. Его стоимость - 105 млрд рублей. Эти средства выделят до 2030 года 15 регионам, через которые течет Дон. Каждый должен будет выполнить часть работ на своей территории: техническое перевооружение мелиоративных систем, реконструкцию сооружений судоходных каналов, строительство очистных сооружений и т.д.