По оценке Goldman Sachs, изменение путей поставок из-за напряженности в Красном море увеличит цену нефти на 3-4 долл. за баррель.
Месяцем ранее существовала угроза, что Дания будет проверять проходящие через ее проливы суда с российской нефтью и нефтепродуктами на предмет соблюдения санкционных ограничений. Пока она рассосалась сама собой на фоне снижения мировых котировок барреля и событий на Ближнем Востоке. Но едва ли тема закрыта.
Риски для российского экспорта при прохождении международных проливов по-прежнему велики. И если с хуситами, скорее всего, быстро разберутся, то попытки контролировать нашу нефтяную торговлю со стороны США и стран ЕС могут возобновиться.
Подобная практика, конечно, будет противоречить всем договорам по морскому праву, в том числе основной - конвенции Монтре 1936 года.
В ней была провозглашена свобода прохода и мореплавания в проливах. Но за последние годы количество международных соглашений, которые перестали соблюдаться, растет с пугающей быстротой. Исключить, что США и ЕС не захотят воспользоваться "узкими местами", которые невозможно обойти при поставках нашей нефти и нефтепродуктов за границу, совсем нельзя.
В ЕС под нажимом США обсуждалась возможность, чтобы Дания проверяла суда с российским сырьем и топливом, проходящие через ее проливы, на предмет наличия европейской страховки и соблюдения price cap (потолка цен: для нефти - 60 долларов за баррель, для мазута - 45 долларов, для бензина и дизеля - 100 долларов за баррель).
Для российского нефтяного экспорта основными сейчас являются четыре пролива. Датские проливы из Балтийского в Северное море. Через них проходит до 10% мировой морской торговли нефтью (более 3,2 млн баррелей в сутки), причем большая часть - российское сырье и топливо.
Черноморские проливы (Босфор и Дарданеллы). Они соединяют Черное и Эгейское моря через Мраморное море. Через них ежедневно проходят свыше 3 млн баррелей нефти, опять же большей частью российской (около 70%).
Малаккский пролив - между Малайским полуостровом (Западная Малайзия) и индонезийским островом Суматра. Пролив соединяет Индийский океан с Южно-Китайским морем и Тихим океаном. До 2022 года Россией почти не использовался для нефтяного экспорта. Но теперь часть поставок в основном в Индию проходит через него. В сутки здесь проходят танкеры с более чем 16 млн баррелей нефти и нефтепродуктов.
И наконец, уже названные Суэцкий канал и следующий за ним Баб-эль-Мандебский пролив. Почти все наше сырье и топливо из балтийских и черноморских портов, чтобы избежать долгого пути вокруг Африки, перед тем как попасть в Индию или Китай, проходит через эти водные артерии. До 2022 года маршрут не был главным для нашего экспорта, но сейчас по нему проходит до 80% морских поставок наших нефти и нефтепродуктов. Ежедневно по нему провозят до 9 млн баррелей в сутки сырья и топлива, из которых на российские приходится более 20%.
В зоне повышенного риска, что против российского экспорта могут быть использованы какие-то санкции, находятся только Датские проливы. В остальных регионах у инициаторов запретов нет нужной власти. Но сами проливы не самое спокойное место на Земле. Достаточно лишь вспомнить, что любой конфликт на Ближнем Востоке происходит рядом с Суэцким каналом.
Как отмечает доцент Финансового университета при правительстве РФ Валерий Андрианов, существенную часть нефти Россия по-прежнему отгружает из балтийских и черноморских портов. Поэтому для нашей страны важно поддержание честных, закрепленных в международных соглашениях правил свободного судоходства через так называемые датские проливы на Балтике, а также через Босфор и Дарданеллы в Черноморско-Средиземноморском регионе. При морских поставках нефти в азиатском направлении для нас также важно сохранение нормального режима судоходства через Малаккский пролив, который нередко называют потенциальной "горячей точкой" и возможной зоной эскалации в случае прямого конфликта между Китаем и США.
Андрианов считает, что правила прохождения через датские проливы никак не могут быть изменены из-за санкций, поскольку они регулируются Конвенцией ООН по морскому праву. Теоретически власти Дании могли бы придраться к якобы недостаточной технологической надежности и экологической безопасности нашего "серого танкерного флота". Международное право позволяет национальным властям досматривать суда, проходящие через их воды, если есть четкие доказательства их несоответствия экологическим нормам. Но ни у Дании, ни у какой-либо другой страны таких доказательств нет и быть не может.
И уж тем более абсолютным произволом были бы попытки останавливать танкеры из-за того, что они не используют западные страховки. Проливы - это зона свободного судоходства, и там никто не имеет права навязывать свои надуманные нормы.
Что же касается попыток силой остановить суда для досмотра, то они означали бы провоцирование вооруженного конфликта, и думается, что Дания не пойдет на это даже под сильным давлением со стороны США, уверен эксперт.
По его мнению, в турецких проливах подобные риски и вовсе отсутствуют, Турция явно не склонна обращать внимание на санкции Евросоюза против российских энергоресурсов.
Но Турция действует только исходя из собственных национальных интересов. И пока сохранять хорошие отношения с нашей страной ей выгодней, чем враждовать. Слишком большие экономические бонусы сейчас получает Анкара от России. Если же ситуация изменится, то возможен рост рисков. В начале 2023 года Турция уже требовала от проходящих проливы нефтяных танкеров определенные виды страховок. Здесь можно вспомнить и историю, контроль над черноморскими проливами - давний спор России и Турции. Конфликт вроде как исчерпан, но подобные старые разногласия между государствами имеют неприятную особенность внезапно возникать заново.