Цифровизация делает страховой рынок прозрачнее

Цифровизация охватила буквально все отрасли российской экономики. Не исключением стало и страхование. Застраховать свое авто, недвижимость, жизнь, здоровье и многое другое теперь можно в один клик. Как цифровая реальность меняет систему страхования и помогает взаимодействовать с клиентами, рассказал "РГ" генеральный директор страховой компании "Энергогарант" Александр Давыденко.

Александр Сергеевич, сегодня многие страховые продукты трансформировались с учетом новых реалий. Как в вашей компании актуализировался продуктовый портфель? Какие произошли знаковые изменения?

Александр Давыденко: Цифровизация позволяет сделать страховые продукты доступнее. Фото: Пресс-служба СК "Энергогарант"

Александр Давыденко: Мы активно развиваем цифровые направления и свое присутствие онлайн. В частности, мы запустили мобильное приложение, чтобы быть ближе к нашим клиентам. Спустя некоторое время мы его доработали и теперь оно стало более удобным, простым и в то же время интересным. Мы представлены на разных цифровых площадках, в том числе и на Госуслугах. Все значимые для компании продукты, а это автотранспортное страхование, ДМС, страхование имущества физических лиц, ипотечное страхование, страхование от несчастных случаев, страхование путешественников и спортсменов можно приобрести онлайн.

Переход от традиционных способов страхования к цифровым - необходимость, продиктованная временем. Если не развивать это направление, то вскоре коммуникация с клиентами будет просто потеряна. В обозримом будущем подавляющее большинство клиентов будут выбирать приобретение страховых продуктов исключительно онлайн-способом. Постепенно офисные продажи уйдут в прошлое.

Насколько сложно было перейти компании на "цифровые рельсы"?

Александр Давыденко: Конечно, переход к "цифре" потребовал определенных финансовых затрат. Однако нам удалось правильно их оптимизировать. Из действующих сотрудников мы создали коллектив грамотных специалистов, которые занимались цифровыми вопросами, а также нашли партнеров, которые смогли предложить решения поставленных задач. Мы вложились в обучение действующих сотрудников, а также наняли новых. Сейчас у нас есть подразделение, которое занимается технической поддержкой цифровых продуктов, которые мы создали. Мы называем его Центр обработки данных (ЦОД). Перестроение в сторону цифровизации стало импульсом, который помог нашей компании выйти на новый уровень, начать активно действовать в В2С-среде и нарастить клиентскую базу.

Долгое время "Энергогарант" был консервативной компанией и работал по сложным страховым договорам для юридических лиц, индивидуально с каждым клиентом. Поэтому на розничном рынке компания практически не была известна. Внедрение цифровых технологий и продуктов помогло нам расширить свои возможности, занять свое место на рынке розничных продуктов.

Как клиенты восприняли цифровые новшества?

Александр Давыденко: Приобретая цифровой продукт, клиент экономит свое время. Кроме того, сами продукты стали удобнее и понятнее. Благодаря внедрению цифровых технологий улучшаются коммуникация и взаимодействие с клиентами, повышается качество обслуживания. Компании, имеющие в своем портфеле цифровые продукты, становятся ближе к клиентам, расширяют свои возможности.

Цифровизация повышает прозрачность страховых операций, что важно как для клиента, так и для самой компании. Улучшается понимание происходящих бизнес-процессов, тенденций на рынке. Снижается негативный эффект от так называемого человеческого фактора. Бумага в этом смысле проигрывает. Ее можно потерять, подменить и прочее. Цифровой продукт в этом плане надежнее.

Несмотря на то, что будущее за цифровыми продуктами и услугами, пока сохраняется существенный процент консервативных клиентов, которым не близки современные новшества. Как ваша компания взаимодействует с такими клиентами?

Александр Давыденко: Мы сохранили взаимоотношения с людьми, которые были и по сей день остаются приверженцами бумажных носителей, на привычном для них уровне. Мы не стали предлагать чуждую им схему взаимодействия. Такие люди привыкли к определенному стилю взаимоотношений, даже к определенным агентам. Поэтому для них все остается по-прежнему. И другая модель взаимодействия здесь невозможна, иначе мы просто потеряем таких клиентов.

Переход от традиционных способов страхования к цифровым продиктован временем

Недавно "Энергогарант" стал первой страховой компанией, которая разработала свое мобильное приложение под российскую ОС "Аврора". Почему вы выбрали именно эту операционную систему?

Александр Давыденко: "Аврора" - это единственная операционная система, которая является российской разработкой. Исходя из сегодняшних реалий можно предположить, что в нее будут переводиться все государственные учреждения, а также банковский сектор. Для нас - это большой пласт клиентов, с которыми мы собираемся взаимодействовать в обозримой перспективе. Поэтому мы поставили себе задачу войти туда первыми для того, чтобы обеспечить себе узнаваемость среди будущих клиентов. Кроме того, ОС "Аврора" - это не только пользовательская аудитория, но и дополнительные возможности безопасности.

Цифровизация снижает влияние человеческого фактора, бумага ей в этом проигрывает

Расскажите подробнее про ваше страховое приложение на "Авроре".

Александр Давыденко: Страховое приложение "Энергогарант" является многофункциональным и оказывает широкий спектр страховых продуктов: позволяет оформить или продлить страховые полисы ОСАГО, страховки для путешествий и другие услуги. В личном кабинете ДМС есть возможность найти ближайшие клиники, проверить срок действия полиса и продлить его, а также сообщить о страховом случае. В приложении можно отсканировать документы в режиме распознавания данных, связаться с поддержкой, найти ближайший офис компании, оставить обратную связь и получить информацию о специальных предложениях.

Какие цифровые продукты "Энергогарант" планирует выпустить на рынок?

Александр Давыденко: Мы планируем запустить приложение фронт-офиса, которое будет максимально быстро выполнять все расчеты и оформлять все возможные виды полисов по страхованию. Кроме того, оно даст нам возможность заниматься более качественной аналитикой с точки зрения взаимодействия с клиентами, ускорит целый ряд бизнес-процессов, а также улучшит качество работы с клиентами нашей компании. Мы надеемся, что приложение будет запущено уже в следующем году.